Приветствую Вас Гость | RSS
Регистрация | Вход

Темы для Юкоз

Поделиться

Форма входа


Поиск по сайту

НАШИ партнёры:

МЫ ВКонтакте

ОТ ПАРТНЕРОВ:
ЦПМ "ЭВРИКА":

Статистика

Главная » Статьи » Публикации » Дошкольное

Особенности музыкального развития и воспитания детей с нарушением речи, рекомендации для проведения занятий.
Особенности музыкального развития и воспитания детей с нарушением речи, рекомендации для проведения занятий.
У детей с ОНР наряду с дефектами звукопроизношения отмечаются нарушения просодических компонентов речи: нарушение речевого дыхания, голоса, темпа и ритма.
Нарушения дыхания у детей с нарушениями речи обусловлены недостаточностью центральной регуляции дыхания. Недостаточна глубина дыхания. Нарушен ритм дыхания: в момент речи оно учащается. Отмечается нарушение координации вдоха и выдоха (поверхностный вдох и укороченный слабый выдох). Выдох часто происходит через нос, несмотря на полуоткрытый рот. Дыхательные нарушения особенно выражены при гиперкинетической форме дизартрии.
Нарушения голоса обусловлены изменениями мышечного тонуса и ограничением подвижности мышц гортани, мягкого нёба, голосовых складок, языка и губ.
Наиболее часто отмечается недостаточная сила голоса (тихий, слабый, иссякающий); отклонения тембра голоса (глухой, сдавленный, хриплый, прерывистый, напряженный, назализованный, гортанный). При различных формах дизартрии нарушения голоса носят специфический характер.
Мелодико-интонационные расстройства часто относят к одним из наиболее стойких признаков нарушений речи. Именно они в большой степени влияют на разборчивость, эмоциональную выразительность речи. Отмечается слабая выраженность или отсутствие голосовых модуляций (ребенок не может произвольно менять высоту тона). Голос становится монотонным, мало- или немодулирован-ным. Нарушения темпа речи проявляются в его замедлении, реже — ускорении. Иногда имеет место нарушение ритма речи (например, скандированность — рубленая речь, когда отмечается дополнительное количество ударений в словах).
В работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи особенно важно применять комплекс мер по восстановлению и развитию голосовой функции, чувства ритма, развитию музыкальных способностей. Сочетание коррекционной ритмики, ритмопластики, и фонопедических методик при коррекции произносительных нарушений при указанной речевой патологии представляется нам более оправданным и эффективным, чем использование отдельных музыкальных упражнений.
Речь, музыка и движение должны быть тесно взаимосвязаны, дополнять друг
друга. Благодаря этим трём компонентам активно укрепляется мышечный аппарат ребёнка, развиваются его голосовые данные. И в результате педагог добивается не только чистоты интонирования, но, главное, выразительности в пении детей.
Кроме того, слаженность этих трёх компонентов помогает развивать детские эмоции, которые, в свою очередь положительно сказываются на разработке детской мимики.
Для коррекции речи можно использовать «Логопедические распевки» Л.Гавришевой, Н.Нищевой, а также упражнения из книги «Коррекция речи и движения» О.Боромыковой.
«Телесные музыкальные инструменты» по методике Т. Тютюнниковой.
Предложенные игры и упражнения не только помогают исправлять речь и движения детей, но оказывают сильное воздействие на развитие их музыкальных способностей, эмоциональной отзывчивости и творческой активности.
Оригинальные тексты песенок вызывают у детей интерес, создают у них радостное настроение, делают их впечатления эмоционально богаче, помогают легче преодолеть комплексы и речевые нарушения.
Необходимо акцентировать внимание детей на звукопроизношении и на чёткости дикции.
Пение и движение оказывают положительное воздействие на детей с разного рода речевыми нарушениями.
Музыкально - двигательные упражнения способствуют развитию тонкой и общей моторики, просодической стороны речи, её координации с движением, позволяют добиваться его выразительности, будят в детях творческое воображение.
При этом дети учатся петь хором, с точной интонацией, подчиняться определённому темпу и ритму.
Занятия строятся эмоционально, с быстрой сменой деятельности, чтобы дети не уставали.
Распевки следует больше давать на гласные, чтобы лучше отрабатывать дыхание и раскрепостить зажатую челюсть.
С детьми, имеющими диагноз Ф - ФНР (фонетико - фонематическое недоразвитие речи), необходимо больше работать над развитием слуховых и зрительных представлений, совершенствуя их двигательные навыки.
Можно использовать «Игры - забавы» О.Громовой, Т.Прокопенко, которые предназначены для развития мелкой моторики, совершенствования внимания, памяти, пространственной координации и речи детей.
Развивать мелкую и общую моторику рекомендуется параллельно, предлагая ребёнку упражнения, соответствующие его возможностям. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений.
Точное, динамическое выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы способствует совершенствованию движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д. На примере простых упражнений на развитие мелкой и общей моторики можно научить ребёнка выслушивать, и запоминать, а потом выполнять инструкции. С одной стороны-двигательная активность ребёнка помогает интенсивней развивать его речь, с другой стороны-формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно - пространственных упражнениях.
Очень важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков детей является сочетание речи и движения под музыку.
Прежде всего надо научить ребёнка основным видам движений под музыку. Это различные виды ходьбы, бега, подскоков, а также упражнения с заданиями на все виды мышц, танцы, хороводы, игры с пением.
При этом обязательно вводится речевой материал в самых разнообразных формах - тексты песен, хороводов, драматизации с пением, инсценировки.
Введение слова, особенно в стихотворных формах, облегчает овладение движением, так как ритм стихотворной речи помогает сохранить ритмичность движения.
На музыкальных занятиях использую и современные, инновационные, здоровьесберегающие технологии в игровой форме.
Валеологические песни - распевки. С них начинаются все музыкальные занятия:
(»Доброе утро!», «Здравствуйте!»).
Это несложные, добрые тексты и мелодия. Поднимают настроение, подготавливают голос к пению, и дают позитивный настрой детям на весь день.
Слушание музыки и разучивание текстов можно перемежать с игровым массажем или пальчиковой игрой. Использование игрового массажа А.Уманской, М.Картушиной повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желёз.
(«Птичка» по А.Уманской, «Дождь» франц.н.п.).
Игры развивают речь ребёнка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук, формируют образно - ассоциативное мышление на основе русского народного творчества.
(«Кошка», «Куклы спят»).
Перед пением песен желательно заниматься с детьми дыхательной, артикуляционной гимнастикой, фонопедическими и оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок.
(«Погреемся», «На лошадке»).
Речевые игры лучше всего сопровождать музыкально - ритмичными движениями, игрой на музыкальных инструментах.
Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. Основой служит детский фольклор. К звучанию добавляются музыкальные инструменты (металлофоны; шумовые, в том числе и самодельные («шуршалки», «звенелки»), звучащие жесты (хлопки, притопы, щелчки, шлепки), движение, сонорные и колористические средства.
(«Листопад», «Снег», «Шур-шур-песенка»).
Использование речевых игр на музыкальных занятиях эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.
Категория: Дошкольное | Добавил: Kirina3529 (09.05.2017)
Просмотров: 61 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: