Приветствую Вас Гость | RSS
Регистрация | Вход

Темы для Юкоз

Поделиться

Форма входа


Поиск по сайту

НАШИ партнёры:

МЫ ВКонтакте

ОТ ПАРТНЕРОВ:
ЦПМ "ЭВРИКА":

Статистика

Главная » Статьи » Публикации » Дошкольное

Подготовка детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта к овладению письмом
ЛОГОПЕДИЯ

Методические рекомендации

Подготовка детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта к овладению, письмом в условиях специализированного дошкольного учреждения

Целенаправленная коррекционная работа по формированию готовности к овладению навыками письма является важным начальным этапом подготовки умственно отсталых дошкольников к школьному обучению. Она велась систематически на протяжении полугода пребывания детей в дошкольном учреждении и осуществлялась поэтапно, где этап совпадал с годом пребывания ребенка в ДОУ. При обучении yмcтвeнно отсталых детей учитывались их возрастные возможности и индивидуальные особенности. На каждом этапе были выделены основные направления коррекционной работы, которые усложнялись:

1. Развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

С детьми проводилась гимнастика для пальцев и кистей рук, упражнения с мелкими и сыпучими материалами, игровые задания по застегиванию и расстегиванию различных видов застежек, шнуровке и т.д.

2. Развитие внимания и зрительного восприятия.

Работа в данном направлении осуществлялась последовательно: детей учили следить взглядом за перемещением предметов, обучали различать геометрические формы, воссоздавать целостное изображение предмета по образцу, сравнивать и выкладывать по линейке трафареты различных форм и размеров.

З. Формирование и развитие пространственной ориентировки.

Детей учили сначала ориентироваться на различных плоскостях (доска, мольберт и т.п.), затем на листах бумаги, расставлять предметы (трафареты), следить за их перемещени­ем и определять направления движений руки на листе бумаги.

4. Развитие слухомоторной координации, формирование взаимосвязи слухового внимания и графического навыка.

Важным здесь было научить детей воспринимать и дифференцировать предметы и явления по звуковым характеристикам, а затем выполнять различные графические задания.

5. Формирование базовых графических навыков.

Детей обучали проводить различные линии по подражанию действиям педагога, а затем по предложенному образцу; копировать, дорисовывать, обводить, штриховать контуры предметов, выполнять задания по речевой инструкции на листах бумаги в тетрадях.

А теперь рассмотрим подробно работу с детьми на начальных этапах обучения.



ПЕРВЫЙ ЭТАП

1. Развитие движений рук по подражанию действиям педагог, зрительно - двигательной координации и предметных действий.

§ обучение плавным движениям рук в заданном направлении с целью расслабления мышц кистей рук при этом использовались упражнения: «Погладим котенка» плавные движения рукой слева направо, «Покрасим стену» - плавные движения рукой сверху вниз и снизу вверх, «IIтичка клюет зернышки» - локти фиксированы на столе - движение кистями вверх вниз с подключением кистевого замаха - «птички машут крыльями»;

§ формирование умения удерживать позу пальцев и кистей рук. Использовались пальчиковые игры: «Колечко», «Коза», «Деревья» - пальцы раздвинуты максимально удерживание этой позы на счет, «Флажок», «Бочонок» - пальцы согнуты в кулак, «Стол», «Стул» И др. На каждом занятии предлагалось 2 - 3 задания на удержание позы пальцев кистей и рук;

§ тренировка активных движений кистей, развитие движений хватания, действия по подражанию действиям взрослого - хватание сначала крупных предметов, а затем мелких, учитывая их форму и величину, прочно захватывать и длительно удерживать их в руке. При этом с детьми проводились следующие игры: «Поймай мяч», «Пере­ложи игрушки», «Прокати шарики», «Покатай матрешку», «Спрячь игрушки», «Опусти фишку в сосуд» И Т.д.;

§ активизация движений кистей рук по подражанию действиям взрослого, смена скорости движений рук, чередование движений сжатия и разжатая кулачков, соблюдение ритма чередования движений рук. Этому способствовали .пальчиковые игры и упражнения: «Поиграем на пианино», «Обезьянки», «Запусти волчок», «Кулачок - ладошка». В работе с детьми использовались резиновые пищащие игрушки (важно, чтобы они не были слишком жесткими, что приведет к чрезмерному напряжению кисти руки);

§ тренировка сгибания и разгибания каждого пальца на руке, обучение детей соотносящим действиям обеих рук, выделению и называнию отдельно каждого пальца для этого проводились, следующие пальчиковые игры: «сидит белка», «Дружная семья», «Мы делили апельсин», «Пальчики поздоровались», «Замою», «Прятки» И др.;

§ формирование захвата щепотью мелких предметов (раскладываниe пересыпание из одной емкости в другую), дети действовали по подражанию действиям взрослого, использовались игровые упражнения: «Разложи по коробочкам, бусины», «Пересыпь горох для куклы», «Расставь домики для животных;

§ обучение выполнению орудийных действий - пользоваться ложкой, совком при играх с мелкими предметами и сыпучими материалами (крупы) с использованием емкостей (пластмассовые бутылки, прозрачные банки, пузырьки разных форм и шириной горлышка). В ходе обучения использовались дидактические игры и упражнения: «Разложи крупу по банкам», «Опусти в сосуд фигурку», «Угости кукол кашей» и д.р.;

§ обучение выкладыванию предметов на столе, ориентируясь на обозначенное направление (по линии в ряд, нанизывание на шнурок, вкладывание в ячейки на доске), при этом использовались различные дидактические игры: «Посади елочки», «Расставь матрешки», «Собери колечки», «Разложи по дорожке колечки» и т.д.

2.Развитие зрительного внимания и зрительного восприятия. Формирование внимания, на предмете, умения прослеживать взором двигающийся предмет:

§ обучение выделению предмета из фона, удерживанию взора на двигающемся предмете. При этом использовались следующие игровые задания: «Тучка по небу идет», «Солнышко, солнышко, выгляни В окошко!», «Ку-ку», «:Кошка и мышка», «Петрушка», «Петух и лиса» и др.;

§ формирование подражания действиям взрослого: сначала без предметов, а затем с предметами - разноцветными колечками, наперстками; цветными перчатками; сю­жетными игрушками из настольного и пальчиков ого театров. С детьми проводились следующие игровые задания: «Ручками тук-тук, ручками хлоп- хлоп», «Мишка топ топ», «3айка прыг-скок», «Разноцветные шапочки для деток», «Колечко, колечко, выйди на крылечко», игры с использованием цветных перчаток «Лягушка-квакушка», «3айка-побегайка», «Коза рогатая» и Т.д.;

§ обучение соотношению игрушки с ее изображением. Детям предлагали следующие игровые задания: «Покажи, где такая игрушка (кукла, паровоз, машина, юла, мяч)?», «Покажи, где такая картинка?»;

§ обучение хватанию больших предметов (шары, кубы, мячи, мешочки, подносы) двумя руками, маленьких - одной рукой

З.Развитие пространственной ориентировки: верх-низ

§ обучение ориентировке в пространстве для уточнения представлений «вверх», «вниз». Детей учили показывать и называть расположение предмета в пространстве. для этого использовались дидактические игры: «Тучка - дождик-лужа», «Лягушата прыгают», «Листопад», «Одуванчик» И др.;

§ обучение выполнению ритмичных движений руками в различных направлениях: вверх - вниз, по подражанию действиям взрослого. Формированию этих движений рук способствовали следующие игровые упражнения: «Бабочка», «Листопад», «Снегопад», «Поезд», «Веселый мячик», «Воздушные шарики» И др.



4.Развитие слухового внимания и слухового восприятия, слухомоторной координации

§ обучение выполнению определенных движений руками под звучание музыкальных инструментов (бубна, барабана, дудочки, металлофона) по подражанию действиям взрослого. Использовались дидактические игры и упражнения: «Прятки» - спрячь ладошки под звук колокольчика, «Пианино» двигать пальцами по поверхности стола, имитируя игру на клавишах пианино, «Барабан» - стуча пальцами по столу, отбивая дробь барабана под звук инструмента «Дудочка» - изобразить имитирующее действие игры на дудке под звук инструмента, «Хлопки» - хлопать в ладоши под звук бубна, стучать по столу пальца:

§ обучение выполнению действ (бросать, опускать, нанизывать, раскладывать) с мелкими предметами под речевые звуки: «бах-бах», «да-да-да», «там-там-там» «тук -тук-тук». Используя следующие игровые задания «Бросай шарики в ведерко», «Вложи матрешки по вагончика «Опусти камушки в аквариум».

5. Формирование базовых графических умений. Обучение проводиться простые линии-дорожки в заданном направлении.

§ обучение проведению прямых непрерывных линий сначала, пальцем руки, а затем карандашом по заданному ориентиру (ленточке, веревке, линии на листе бумаги и т.д.). Использовал игровые упражнения и задания -также дидактические игры: «Дорожки к домикам», «Молоко для котят», «Веселый мяч», «Воздушные шары», «Вниз по горке» и т.д.



ВТОРОЙ ЭТАП

1. Совершенствование развития мелкой моторики, зрительно-двигательной координации.

§ продолжалось обучение детей выделению каждого пальца на руке и называния его. Педагог проводит пальчиковые игры с речевым провождением (стихами, потешками, скороговорками): «Дpyжная семья», «Шапочки для брат» (при этом использовались цветные наперстки, вязаные колпачки, колечки). Кроме того, проводились упражнения на сгибание и разгибание отдельно каждого пальца. Сжимание кулаков: «Coрока-белобока», «Братья - ленивцы», «Бабочка» «Ниточка – клубочек»;

§ обучение согласованиям движениям ладоней и пальцев обеих рук. Этому способствовали пальчиковые игры: «Бутон» «Воздушный шарик», «Испечем пирожки», «Капуста», «Бабочка», «Рыбка», «Лодочка» и др.;

§ стимуляция мышечной активности развивалась и в упражнениях с карандашом. Использовались пальчиковые игры сребристым карандашом (карандаши разных диаметров). Действия детей руками сопроваждались стихами: «Волшебный каран­даш», «Мостик», «Зонтик», «Умелый карандаш» и др.,

§ обучение наматыванию и разматыванию нитей на клубок (катушку). Проводились игровые задания: «Разноцветные клубки», «Намотай нитки на шарик», «Размотай ка­тушку» и др.;

§ обучение захватыванию мелких или сыпучих материалов указательным типом хватания. Задания: «Угости белочек орехами», «Выложи дорожку из мозаики», «Пост­рой мостик из палочек» и т.д.;

§ выкладыванию предметов по заданным ориентирам из палочек (елку, домик по заданному на листе образцу), в ячейки на доске, по желобу, в прорези, вдоль линий, шнура и т.д. Применялись дидактические игры и упражнения: «Построй забор», «Проложи тропинку», «Сделай железную дорогу» и т.д;

§ обучение выполнению специфических действий пальцами: кручение, нанизывание, щелчки, вращение и др. В работе использовались дидактические игры: «Веселый волчок» (без ограничения и с ограничением пространства - кручение игрушки-волчка на круглом трафарете), «Закрутим гайку», «Игра С фантиками», «Бусы для кyклы», «Гирлянда на елку», «Фонарики», а также специальные, мелкие игрушки: волчок, пирамидки, детский конструктор (накручивали гайку на болт), игрушки-по­прыгунчики;.

§ формирование умения выполнять действия с водой: переливание воды из одной емкости в другую при использовании чашки, деревянной ложки половника, воронки. Для выполнения данных действий детям предлагали следующие игры: «Повар», «В гостях», «Аквариум».

§ обучение пересыпанию сыпучих материалов (чечевицы, перловой крупы, гopoxa рукой, ложкой, половником. Проводились игры: «Спрячь иrpушку», «Покорми пти­чек», «Баба сеяла горох» и др.

2. Развитие зрительного восприятия и зрительного внимания.

§ обучение выкладыванию изображений предметов на столе из плоских палочек. Педагог учил детей работать по подражанию действиям взрослого, по образцу, затем по речевой инструкции. Использовались следующие игровые задания: «Выложи елочку», «Построй лесенку», «Сделай домик», «Построим забор», «Выложи дорожку», «Собери колодец», «Сделай ворота» и т.д.;

§ развитие целостного восприятия предметного изображения. Применялись задания и упражнения: «Вставь в домики свои окошки» «Подбери к коврикам заплатки», «Раздай детям шары», «Выложи из цветов полянку», «Сложи из цветных полосок предмет», «Собери паровозик» и т.д.;

§ обучение сравнению парных предметов или картинок (выбор из3 - 4). Педагог предлагал детям игровые задания: «Найди похожую игрушку», «Подбери такую же картинку», «Найди пару (перчатки, носки, ботинки») и др.

3. Совершенствование ориентировки на листе бумаги.

§ обучение выкладыванию изображений предметов на столе из плоских палочек. Педагог учил детей работать по образцу, затем по речевой инструкции. Использова­лись следующие игровые задания: «Выложи елочку», «Построй лесенку», «Сделай домик», «Построим забор», «Выложи дорожку»;

§ обучение ориентировке на плоскости (доске, платформе), формирование умения работать по образцу. У детей формировали ориентировку: верх - низ, лево право, середина для этой цели проводились игровые задания: «Выложи тучки вверху, ручейки внизу), «Разложи солнышко наверху, травку - внизу», «Выложи елочку в середине, внизу зверюшек», «Расставь зайчиков слева, МОРК0ВКИ - справа»;

§ формирование ориентировки на листе бумаги. Использовались дидактический ИГРЫ: «Вертушка», «Разложи игрушки по местам», «Щенята разбежались», «Котята с клубком» и т.д. И наглядные пособия с трафаретами, перемещающимися по направлениям «вверх вниз» (птицы слетает с ветки на землю, солнце садится за тучу), «слева на право» (машина едет, пароход плывет, самолет летит т.д.).



4.Развитие слухового внимания и слухомоторной координации.

§ обучение выполнению определенных движений руками под речевые сигналы. Дети произносили на выдохе гласный звук и действовали по подражанию действиям взрослого. Педагог использовал ряд игровых заданий: «Наматывание клубка», «Разматывание шланга», «Надувные шарики» и т.д.;

§ обучение проведению непрерывной линии в ограниченном пространстве мелом на доске (мольберте, листе бумаги) под произносимые звуки. При этом использовались игровые задания: «Пчелки летят в улей - ж-ж-ж», «Комарик летит к фонарику-з-з-з», «Пароход плывет к причалу - у-у-у», «Самолет идет на посадку И-И-И», «Змейка ползет - m-ш-ш» и т.д.

5.Формирование базовых графичес ких навыков

§ обучение проведению различных линий-дорожек (прямых, ломаных, волнистых) в Ограниченном пространстве (на доске, мольберте, набольшем листе бумаги) и в направлениях: сверху - вниз, слева - направо. Детей учили проводить различные линии в горизонтальных и вертикальных направлениях. Использовались игровые задания: «Вниз по горке», «волнам на море», «Серпантин на елке», «Мостик через речку», «Забор», «Елочки» и Т.Д.;

§ обучение проведению линий по заданному контуру, обозначенному точками, штрих пунктирной линей/тонкой сплошной линией. Задания: «Дорога К гаражу», «Дорожка для колобка», «Мостик через реку», «Забор вокруг дома» и др.;

§ обучение обводке линий по контуру и штриховке простых геометрических форм (круг, квадрат, овал, треугольник), ориентируясь на указатель - стрелку. Эти задании выполнялись на крупных листа бумаги (ватмане, альбомном листе). Детей просили сначала палацем обвести по контуру, а затем повторить действия карандашом. Педагог предлагал детям игровые задания: «Снеговик», «Домино» «Облака», «Неваляшка» и т.д..;

§ обучение выкладыванию узоров и плоских геометрических форм на столе (в ограниченном пространстве - на деревянной доске на белом листе бумаги), с последующей зарисовкой этих узоров. И использование дидактических заданий и упражнения: «Сложи и зарисуй узор», «выполни и зарисуй грибок - елочка», «Сложи и нарисуй молоток (стул, стол, елочку, паровоз, неваляшка, чебурашку» и д.р.



К концу второго периода обучения дети умели выполнять согласованные движения руками под речевое сопровождение вождение, выделять каждый палец на руках выполнять упражнения с карандашом, захватывает мелкие предметы и сыпучие материалы указательным типом хватания. Выполнять специфические ручные действия с мелкими предметами: нанизывание, кручение, вращение и т. Они могли выкладывать предметы и палочек по образцу; подбирать и спрашивать парные картинки; находить по выбору изображение контура заданного предмета. Дети ориентировались на схеме собственного тела костях, а также на листе бумаги, определить и показывали «право –лево». Они выполняли определенные действия с предметами, ориентируясь на звуковой сигнал. Умственно отсталые дети научились проводить прямые волнистые, ломаные линии между двумя заданными линиями; обводит, и заштриховывать контуры геометрических фигур и простых предметов.

На следующих этапах коррекционной работы по подготовке детей к овладению навыками письма предполагается меньше внимания уделять развитию мелкой моторики, а большую часть занятий посвятить формированию базовых графических умений и навыков. Целенаправленная коррекционно-педагогическая работа по подготовки детей к выполнению письменных знаний позволяет сформировать их как общие (правильная осанка в процессе выполнения графических заданий; принятие и понимание условий задания, выполнение заданий до конца; сформированность зрительно-двигательной координации так специфических умения он навыки (сформированность функций ведущей руки и согласованность действий обеих pyк, правильно расположение листа бумаги на столе и ориентировка на нем; удерживание пишущего предмета и оперирование им проведения различных линий в заданных направлениях; работа на тетрадных листах по образцу.

Материал:

Е.А. Кинаш Институт коррекционной педагогики РАО, Москва

Журнал Дефектология №3 2003 стр. 50-55

Источник: http://Е.А. Кинаш Институт коррекционной педагогики РАО, Москва Журнал Дефектология №3 2003 стр. 50-55
Категория: Дошкольное | Добавил: keti64 (18.05.2017) | Автор: Екатерина E
Просмотров: 48 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: