Приветствую Вас Гость | RSS
Регистрация | Вход

Темы для Юкоз

Поделиться

Форма входа


Поиск по сайту

НАШИ партнёры:

МЫ ВКонтакте

ОТ ПАРТНЕРОВ:
ЦПМ "ЭВРИКА":

Статистика

Главная » Статьи » Публикации » Дошкольное

Характеристика комплексных программ дошкольного образования
Молодцова Наталья Михайловна
Характеристика комплексных программ дошкольного образования
Оглавление

Введение……………………………………………………………………3
1. Вдохновение…………………………………………………………….4
2. Детский сад – дом радости……………………………………………5
3. Детство………………………………………………………………….7
4. Золотой ключик…………………………………………………………8
5. Истоки…………………………………………………………………..9
6. Мир открытий………………………………………………………….10
7. Мозайка………………………………………………………………..11
8. На крыльях детства……………………………………………….….12
9. Образование для процветания………………………………………13
10. Миры детства: конструирование возможностей…………………..14
11. От рождения до школы……………………………………………….15
12. Первоцветы……………………………………………………………16
13. Радуга………………………………………………………………….17
14. Успех………………………………………………………………….18
Заключение………………………………………………………………20
Список литературы………………………………………………………21

Введение

Среди факторов, влияющих на эффективность и качество образования детей в ДОУ, важная роль принадлежит образовательной программе. Современная дифференциация дошкольного образования, многообразие видов ДОУ предполагают значительную вариативность в использовании программ и педагогических технологий. В соответствии с п.5ст.14 закона РФ "Об образовании", каждому образовательному учреждению предоставлено право самостоятельно разрабатывать или из комплекса вариативных выбирать те программы, которые наиболее полно учитывают конкретные условия работы ДОУ. В условиях новой образовательной политики вариативности образования, разработан ряд отечественных программ и педагогических технологий нового поколения. Все программы предусматривают разные подходы к организации педагогического процесса в детском саду.
Комплексные (или общеразвивающие) программы включают все основные направления развития ребёнка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое; содействуют формированию различных способностей (умственных, коммуникативных, двигательных, творческих), становлению специфических видов детской деятельности (предметная, игровая, театрализованная, изобразительная, музыкальная деятельность, конструирование и др.).
Цель работы: рассмотреть и охарактеризовать комплексные программы ДОУ в условиях стандартизации дошкольного образования.

1. Вдохновение

Целью Программы является целостное и разностороннее развитие детей младенческого, раннего и дошкольного возраста, их личностное, социальное, эмоциональное, когнитивное и физическое развитие с учетом индивидуальных возможностей и ограничений в условиях новой социокультурной ситуации развития детства, соответствующее требованиям современного общества и государства к качеству дошкольного образования.
Программа нацеливает Организации на создание мотивирующей образовательной среды для наилучшего развития каждого ребенка, раскрытия его способностей и талантов и описывает ее целевое состояние, обеспечивающее выполнение поставленных перед ней образовательных задач.
Ценности, к формированию и поддержке которых призывает программа: любознательность; инициативность, готовность и способность исследовать новое в окружающем мире путем реального взаимодействия с ним; желание учиться и его поддержка во всех видах и формах; содействие и сотрудничество; целеустремленность; результативность; компетентность; творчество; системность мышления; динамичность; готовность и способность создавать новое; резильентность; позитивная социализация, гражданская и национальная идентичность; психологический комфорт; здоровье.Программа выдвигает серьезные требования к уровню научно-методической подготовки педагогов, методистов и руководителей дошкольных образовательных организаций.
Программа формулирует следующие принципы:
Принцип поддержки разнообразия детства
Принцип преемственности с начальным общим образованием
Принципы содействия, сотрудничества и участия
Принцип обогащения (амплификация) развития через поддержку детской инициативы и интересов
Принцип эмоционального благополучия
Принцип адекватности возможностям ребенка
Принцип обучения на примере поведения взрослого
Принцип признания права на ошибку
Принцип поддержки игры во всех ее видах и формах
Принцип поддержки любознательности и исследовательской активности
Принцип вариативности форм реализации Программы и гибкости планирования
Принцип дифференциации
2. Детский сад – дом радости

Программа «Детский сад — Дом радости» составлена на основе обобщения и интеграции фундаментальных достижений отечественной и мировой дошкольной педагогики, психологии, нейрофизиологии и других наук; представляет один из инновационных вариантов проектирования содержания дошкольного уровня образования в соответствии с ФГОС ДО и отражает авторскую концепцию воспитания дошкольника как неповторимой индивидуальности на основе амплификации развития и саморазвития его самосознания. Программа направлена на образование, развитие и саморазвитие дошкольника как неповторимой индивидуальности от 3 до 7 лет. Она выстроена в соответствии с традиционными возрастными периодами дошкольного детства: 4-й год (вторая младшая), 5-й год (средняя), 6-й год (старшая) и 7-й год (подготовительная к школе группа).
Своеобразие Программы «Детский сад — Дом радости» определяют положения фундаментальной отечественной науки о развитии детей дошкольного возраста:
— целенаправленное содействие развитию и саморазвитию ребенка как неповторимой индивидуальности рассматривается автором на основе содействия амплификации развития и саморазвития его самосознания;
— развитие каждого воспитанника обусловлено системным подходом, который заключается в том, что пять направлений (образовательных областей) дошкольного образования
— физическое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, познавательное, речевое — рассматриваются в их взаимосвязи, взаимодействии, их интеграции в целостном процессе развития и саморазвития дошкольника как неповторимой индивидуальности; — доминирование интеграционных процессов накладывает свою печать на все сферы психики ребенка (интеллектуальную, эмоциональную, мотивационно-потребностную) и определяет стратегию и тактику обеспечения дошкольного уровня образования, соответствующего ФГОС ДО.
Технология «Дом радости» представлена:
во-первых, «Маршрутными листами» — перспективным планированием работы педагога на каждый месяц учебного года;
во-вторых, ежедневными сценариями исполнения воспитателем (аналогия с артистом) авторского замысла с группой воспитанников или с одним из них;
в-третьих, авторскими научно-методическими статьями (Н.М. Крылова), напоминающими воспитателям методологические и методические основы содействия воспитаннику в овладении разными областями образования в программных видах деятельности;
в-четвертых, 22 учебно-методическими видеофильмами с авторским анализом записей деятельности мастеров (воспитателей), владеющих инновационным, комплексным, интегративным и компетентностным подходом к образованию;
в-пятых, 9 комплектами фотоматериалов, демонстрирующих детям архитектурные шедевры, памятники великим людям России, виды Москвы, Санкт-Петербурга, семью А.С. Пушкина, модели построек (для воспитателя и детей младшей и средней групп) и др.
3. Детство

Цель программы — создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.
Приоритетными задачами развития и воспитания детей являются:
— укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование основ его двигательной и гигиенической культуры;
— целостное развитие ребенка как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности;
— обогащенное развитие ребенка, обеспечивающее единый процесс социализации-индивидуализации с учетом детских потребностей, возможностей и способностей;
— развитие на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;
— развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи ребенка;
— пробуждение творческой активности и воображения ребенка, желания включаться в творческую деятельность;
— органичное вхождение ребенка в современный мир, разнообразное взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой;
— приобщение ребенка к культуре своей страны и воспитание уважения к другим народам и культурам;
— приобщение ребенка к красоте, добру, ненасилию, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые поступки.
Научные основы программы связаны с развитием идеи субъектного становления человека в период дошкольного детства. Фундаментальность научной идеи о возможности развития дошкольника как субъекта детских видов деятельности и необходимости разработки педагогических условий такого развития по сути определяет инновационный потенциал развития образовательной программы «Детство».
Базовые идеи программы
1. Идея о развитии ребенка как субъекта детской деятельности.
2. Идея о феноменологии современного дошкольного детства.
3. Идея о целостности развития ребенка в условиях эмоционально насыщенного, интересного, познавательно привлекательного, дающего возможность активно действовать и творить образовательного процесса.
4. Золотой ключик

Цель программы «Золотой ключик» — создать оптимальные условия для личностного и психического развития детей, для их эмоционального благополучия и, одновременно, обеспечить преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.

Достижение целей программы предполагает соблюдение важ- ных принципов:
1. Центральной фигурой в педагогическом процессе является ребенок
2. Образовательное пространство должно быть единым
3. Организация жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении осуществляется в разновозрастных группах.
4. На первое место ставятся воспитательно-развивающие цели, а не учебные.
5. Педагогическая деятельность осуществляется на основе, так называемой, парной педагогики. Всего в каждой группе предполагается работа трех-четырех воспитателей по определенному графику.
6. Разновозрастное общение и взаимодействие детей организуется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка.
5. Истоки

Цели и задачи реализации программы:
Обеспечение полноценного, разностороннего развития каждого ребенка, формирование у него базового доверия к миру и универсальных, в том числе, творческих способностей до уровня, соответствующего возрастной специфике и требованиям современного общества. Создание равных условий для развития детей, имеющих разные возможности. Являясь комплексной, программа предусматривает обогащение детского развития, взаимосвязь всех его сторон. Реализация основной образовательной программы обеспечивает права ребенка на физическое, интеллектуальное, социальное и эмоциональное развитие («Конвенция о правах ребенка», ФГОС ДО) на дошкольной ступени и при переходе к обучению в начальной школе.
В основу программы положена концепция психологического возраста как этапа, стадии детского развития, характеризующегося своей структурой и динамикой. Каждый психологический возраст включает в себя качественно особые, специфические отношения между ребенком и взрослым (социальная ситуация развития); определенную иерархию видов деятельности и ведущий ее тип; основные психологические достижения ребенка, свидетельствующие о развитии его психики, сознания, личности. Психологический возраст может не совпадать с хронологическим и один психологический возраст по своей продолжительности не равен другому.
6. Мир открытий

Цель Программы: накопление ребенком культурного опыта деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, другими детьми и взрослыми, решения задач и проблем (в соответствии с возрастом) как основы для формирования в его сознании целостной картины мира, готовности к непрерывному образованию, саморазвитию и успешной самореализации на всех этапах жизни.
Создание образовательной среды в Программе происходит на основе системы принципов деятельностного обучения:
Принцип психологической комфортности.
Принцип деятельности.
Принцип целостности.
Принцип минимакса.
Принцип творчества.
Принцип вариативности.
Принцип непрерывности.
Принятая в Программе методология позволяет придать процессу развития ребенка целостность и системность, создать условия для построения непрерывной образовательной траектории при переходе от предыдущего уровня образования к следующему, полноценно проживая каждый возрастной период. Данная методологическая позиция опирается на личностно-ориентированную педагогику, обусловливая чрезвычайно бережное отношение к ребенку как к активно развивающейся личности – уважение его индивидуальности, личностного достоинства, принятие ребенка таким, каков он есть.
7. Мозайка

Целью Программы «Мозаика» является расширение возможностей развития личностного потенциала и способностей каждого ребёнка дошкольного возраста.
Программа «Мозаика» направлена на реализацию следующих задач:
- обеспечение условий здорового образа жизни и безопасности ребёнка;
- приобщение детей через соответствующие их индивидуально- возрастным особенностям виды деятельности к социокультурным нормам, традициям семьи, общества государства;
- развитие интереса и мотивации детей к познанию мира и творчеству;
- реализация вариативных образовательных программ;
- соблюдение прав ребёнка, родителей и других участников образовательного процесса.
Основными принципами к формированию и реализации программы «Мозаика» являются следующие:
1. Сохранение уникальности и самоценности дошкольного дет- ства как важного этапа в общем развитии человека.
2. Поддержка специфики и разнообразия дошкольного детства.
3. Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познава- тельной и исследовательской деятельности.
4. Создание благоприятной социальной ситуации развития каж- дого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.
5. Личностно развивающий и гуманистический характер содей- ствия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития де- тей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром. 6. Вариативность организации дошкольного образования.
8. На крыльях детства

Цель программы — создание оптимальных условий для социально-личностного развития дошкольников через эффективное взаимодействие детей, педагогов и родителей и управление качеством образовательного процесса.
Основные задачи:
1. Развитие способностей
2. Формирование культуры личности
3. Формирование детского коллектива
Концепция включает:
1. Модель социализации детей раннего и дошкольного возраста в образовании.
2. Модель организации детской игры как основы взаимодействия детей и взрослых и формирования образовательного пространства. Она включает хронотопы воображаемой ситуации, игровой роли и игровых правил как основу событийности образовательного пространства группы и детского сада.
3. Концепцию педагогической поддержки ребенка в образовательном процессе детского сада.
Смысл и назначение сопровождения социализации ребенка в образовании раскрывается в позициях взрослого и видах взаимодействия (моделях сопровождения) на различных этапах образования. Чтобы увидеть значение взрослого, поясним его роль на каждом из этапов становления субъектности ребенка в процессе взаимодействия его и культуры.
9. Образование для процветания

Программа «Образование для процветания» — общеобразовательная программа дошкольного образования — является новой классической гуманистической и демократической программой, основанной на последних достижениях прогрессивной психолого-педагогической и медицинской науки, как отечественной, так и зарубежной, и рассчитана на детей от 2 до 7 лет.
Цель Программы — разработать пути, формы, средства, методы и условия для эффективного развития личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, позволяющих каждому ребенку быть успешным в будущем.
Задачи:
- развитие задатков, способностей и одаренности;
- развитие эмоционально-ценностного восприятия окружающего мира, произведений искусства (литературного, музыкального, изобразительного, архитектурного);
- формирование творческих способностей в различных видах деятельности;
- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой Родине;
- развитие речи и коммуникативных умений;
- развитие навыков вербального и невербального общения;
- развитие навыков восприятия аудио- и визуальной информации;
- развитие навыков конструирования и объемного мышления;
- развитие навыков применения полученных знаний и представлений на практике;
- формирование эмоционально положительного, ответственного и бережного отношения к окружающему миру;
- формирование элементарных норм экологически грамотного взаимодействия с природой;
- развитие творческой и познавательной активности детей и педагогов;
- овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на основе первичных ценностно-моральных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо»;
- овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.);
- формирование основ собственной безопасности и безопасности окружающего мира (в быту, социуме, природе);
- формирование общей культуры ребенка, включая этнокультурную составляющую.
10. Миры детства: конструирование возможностей

Целью программы является поддержка разнообразия детства, конструирование возможного мира ребенка посредством проектирования социальной ситуации его развития в совместной деятельности со взрослым.
Задачи:
– охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
– обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства;
– обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального общего образования;
– создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;
– объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
– формирование общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
– формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;
– обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
11. От рождения до школы

Ведущие цели программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у до- школьников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям.
Отличительными особенностями программы являются: Патриотическая направленность
Направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей
Нацеленность на дальнейшее образование
Гибкость выбора программного содержания с учетом уровня развития ребенка
Простота введения вариативной части
Наличие отдельного раздела по развитию игровой деятельности
Взаимодействие с семьями воспитанников
12. Первоцветы

Цель: позитивная социализация и индивидуализация развития ребенка в условиях педагогического взаимодействия, воспитания и обучения в дошкольной образовательной организации или дошкольного отделения при школе.
Принципы формирования образовательного пространства и реализации образовательной деятельности:
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечение вариативности и разнообразия содержания и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Задачи делятся на 3 блока:
Задачи социализации и вхождения в культуру
Задачи формирования культурных практик
Задачи формирования культуры личности
Все три блока задач подчиняются принципу взаимодействия детской и взрослой субкультур как стержневому принципу. Такое взаимодействие является условием и фактором развития личности всех участников образовательного процесса, передачи способов переживания, познания и преобразования себя и окружающего мира, принятых в культуре.
13. Радуга

Цель программы — сформировать такие качества личности, как воспитанность, самостоятельность, целеустремлённость, умение поставить перед собой задачу и добиться её решения. Формирование знаний, умений, навыков рассматривается не как самоцель, а как одно из средств воспитания и психологического развития ребёнка.
Перед воспитателями выдвигаются общие задачи:
— создать ребёнку возможность радостно и содержательно прожить эти годы;
— обеспечить охрану и укрепление его здоровья (как физического, так и психического);
— способствовать всестороннему и своевременному психическому развитию;
— формировать активное и бережно-уважительное отношение к окружающему миру;
— приобщать к основным сферам человеческой культуры (труду, знаниям, искусству, морали и др.).
В основу программы положена идея, что каждый год жизни ребёнка является решающим для становления определённых психических новообразований. Эффективность воспитательно-образовательного процесса зависит от того, насколько конкретная педагогическая работа ориентирована на формирование этих новообразований: целеполагание, целенаправленность детской деятельности (в младшем дошкольном возрасте) ; выходы за пределы действительности и интерес к знаковой системе (в среднем дошкольном возрасте) ; произвольность психических процессов (в старшем дошкольном возрасте).
Педагогическая работа, предусмотренная в программе, строится на основе теоретических позиций о ведущей роли деятельности в психическом развитии ребёнка и становлении его личности. Создание специальных условий открывает широкое поле для самостоятельных действий детей, стимулирует постановку новых целей, позволяет искать свои пути решения.
14. Успех

Программа направлена на решение задач:
формирование общей культуры, сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста, развития их физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, в том числе предпосылок учебной деятельности;
сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного периода жизни человека;
равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка и социального статуса;
равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и инди- видуальных возможностей; формирования социокультурной среды дошкольного детства, объединяющей семью, в которой ребёнок приобретает свой главный опыт жизни и деятельности, и все институты внесемейного образования в целях разностороннего и полноценного развития детей;
развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка;
преемственности дошкольного и начального уровней общего образования.
В программе «Успех» впервые учитываются особенности гендерного воспитания, основной целью которого является овладение способами общения и взаимодействия со сверстниками противоположного пола, а также формирование собственной гендерной идентичности.
Программа полностью меняет характер взаимоотношений между педагогом и воспитанниками. Они – партнеры по интересным, занимательным делам. И хотя это партнерство не предполагает установления полного равноправия (взрослый все-таки остается более опытным и мудрым «партнером»), оно исключает манипулирование ребенком, потому что ребенок – это не объект управления, а равноценный, развивающийся человек.
Образовательная работа осуществляется не на традиционных учебных занятиях, а в ходе организации детских видов деятельности. Интерес же детей к этим видам деятельности обеспечивается календарём праздников/событий. Ведь события, в отличие от учебных занятий, можно с нетерпением ждать, готовиться к ним, проживать их вместе со своей семьей, сверстниками, воспитателями.

Заключение

Все рассмотренные нами комплексные программы дошкольного образования соответствуют требованиям ФГОС и имеют схожие черты. Все они направлены на формирование общей культуры, сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста, развития их физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, в том числе предпосылок учебной деятельности. Также все программы рассчитаны на гармоничное, всестороннее развитие ребенка, на социальную сторону его личности.
Также у программ есть и отличительные черты, которые делают их оригинальными в своем роде. Некоторые программы выделяются своими методами и приемами, другие своеобразием построения образовательного процесса и набором методологических основ.
Новые стандарты дошкольного образования дают простор для модернизации образовательного процесса и новаторских идей, в то же время ставя во главу дошкольного образования основные направления развития.

Источник: http://1. Образование в Российской Федерации. Статистический ежегодник. М.: ГУ-ВШЭ, 2007, 2008. 2. Модернизация России как пост
Категория: Дошкольное | Добавил: molodtsova (05.06.2016) | Автор: Молодцова Наталья Михайловна E
Просмотров: 4952 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: