Приветствую Вас Гость | RSS
Регистрация | Вход

Темы для Юкоз

Поделиться

Форма входа


Поиск по сайту

НАШИ партнёры:

МЫ ВКонтакте

ОТ ПАРТНЕРОВ:
ЦПМ "ЭВРИКА":

Статистика

Главная » Статьи » Публикации » Дошкольное

Приобщение ребенка и семьи к здоровому образу жизни в условиях дошкольного образовательного учреждения
«Приобщение ребенка и семьи к здоровому образу жизни в ходе образовательной деятельности по физической культуре в условиях дошкольного образовательного учреждения»

Подготовила: А.Е. Бабкина,
инструктор по физической культуре
МБДОУ ДС №7 «Жар-птица»

«Забота о здоровье – это важнейший
труд воспитателя. От жизнерадостности,
бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы.

В.А. Сухомлинский

На сегодняшний день в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования образовательная область «Физическое развитие», предусматривающая приобретение детьми дошкольного возраста опыта в таких видах деятельности как «Физическая культура», «Приобщение к здоровому образу жизни» занимает ведущее место в образовательном процессе дошкольного учреждения. И это не случайно.
Последние статистические данные Министерства образования и науки Российской Федерации свидетельствуют о том, что XXI век начался в России с резкого ухудшения такого существенного показателя как здоровье дошкольника.
На 8,1% снизилось число здоровых детей. На 6,75% - увеличилось число детей с нарушениями в физическом развитии, предрасположенностью к патологии. На 1,5% - возросла численность детей 3 группы здоровья с выраженными отклонениями и хроническими заболеваниями.
Педагог-новатор в дошкольном образовании по проблемам здоровья современного ребенка Вера Алямовская отмечает: «Хотя много лет в практике дошкольного образования проповедуется необходимость комплексного подхода к оздоровлению детей, эта проблема до сих пор должным образом не решена».
Наше будущее – это наши дети. Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка легче растить, учить и воспитывать. Однако здоровье не существует само по себе, постоянно и неизменно. Оно нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека. Здоровье закладывается в детстве и, согласно данных научных исследований, оно обусловливается на 50% - образом жизни, на 20% - наследственностью, на 20% - состоянием окружающей среды и примерно на 10% - возможностями медицины и здравоохранения.
Сохранять и улучшать здоровье – огромная каждодневная работа, начиная с рождения. Именно поэтому работа по приобщению детей к здоровому образу жизни прочно заняла приоритетные позиции в образовательном процессе нашего дошкольного учреждения. Успех ее решения мы видим в целенаправленном и системном взаимодействии с родителями воспитанников, начиная с самых ранних лет ребенка.
Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить потребность в здоровом образе жизни. Эта потребность зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности.
В соответствии с образовательной программой, реализуемой в нашем дошкольном учреждении, психолого-педагогическая работа с детьми по приобщению к здоровому образу жизни начинается с самого раннего возраста и проводится в рамках реализации образовательной области «Физическое развитие». Конечный результат работы – формирование у воспитанников начальных представлений о здоровом образе жизни.
Осваивая образовательный материал, дети постепенно приобретают знания о своем теле, о значение разных органов для нормальной жизнедеятельности человека, различают и называют органы чувств, имеют представление о вредной и полезной пище, о пользе витаминов. У детей формируется умение устанавливать связь между действием и состоянием организма, умение оказывать себе элементарную помощь при ушибах, обращаться за помощью к взрослым при плохом самочувствии и другие навыки здоровьесбережения.
Образовательная деятельность «Физическая культура» на каждой возрастной ступени включает в себя задачи приобщения детей к здоровому образу жизни.
Например, в младшем дошкольном возрасте у детей постепенно формируется представление о том, что утренняя зарядка, игры, физические упражнения вызывают хорошее настроение. На занятиях по физической культуре дети знакомятся с упражнениями, укрепляющими различные органы и системы организма. Получают представление о необходимости закаливания.
В возрасте от 4-х до 5-ти лет представления о ценности здоровья, о здоровом образе жизни продолжают формировать и углубляться. Дети осознают важное значение физических упражнений для организма человека. Продолжают знакомиться с физическими упражнениями на укрепление различных органов и систем организма.
В старшем дошкольном возрасте осуществляется целенаправленное педагогическое руководство по формированию привычки, а затем и потребности в здоровом образе жизни.
Знакомим детей с возможностями здорового человека, с доступными сведениями из истории олимпийского движения; с основами техники безопасности и правилами поведения в спортивном зале и на спортивной площадке. Прививаем интерес к физической культуре и спорту и желание заниматься физкультурой и спортом
Формируем: представления о значении двигательной активности в жизни человека; умения использовать специальные физические упражнения для укрепления своих органов и систем; представления об активном отдыхе.
Расширяем: представления о правилах и видах закаливания, о пользе закаливающих процедур; о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье.
Таким образом, научно обоснованное и правильно организованное физичес¬кое воспитание благотворно влияет на растущий организм: способствует гармоничному физическому и психическому раз¬витию; расширяет двигательные возможности; повышает защитно-приспособительные реакции и усиливает устойчивость орга¬низма к простудным заболеваниям.
Организация образовательной работы с детьми по физическому развитию осуществляется с позиций деятельностного подхода. Принцип оздоровительной направленности фи¬зического воспитания создает методологическую установку: укреплять, улучшать, совершенствовать здоровье. Сформированность отношения к здоровью как к величайшей ценности в жизни (на доступном пониманию детей уровне) становится основой формирования у детей привычки, а затем потребности в здоровом образе жизни.
С детьми проводятся физкультурно-оздоровительные мероприятия, в разнообразных формах:
 Традиционные;
 Интегрированные;
 Комплексные;
 Игровые (в форме подвижных игр малой, средней и большой интенсивности);
 Сюжетные;
 Тематические;
 Учебно-тренировочные;
 Контрольно-диагностические (проведение педагогической диагностики по определению уровня сформированности основных видов движений и развития физических качеств);
 НОД-поход, прогулка;
 НОД – эстафета, соревнование;
 Построенные на музыкально-ритмических композициях;
 Культурно-досуговой направленности (спортивные праздники, развлечения)..
Виды утренней гимнастики:
 традиционная;
 игровая;
 построенная на музыкально-ритмических композициях;
 с элементами оздоровительного бега.
Большое значение на формирование у дошкольников привычки к здоровому образу жизни оказывают подвижные игры. Проводятся они как вовремя непрерывной образовательной деятельности, так и в режиме дня, во время прогулок и в промежуточные интервалы между образовательной деятельности, обязательно включаются и в музыкальные занятия. Работу по включению подвижных игр в режим дня осуществляет инструктор по физической культуре, составляя перспективное планирование игр, оформляя специальные картотеки, для воспитателей, специалистов и родителей, организующих двигательную активность детей в домашних условиях.
Индивидуальная работа по приобщению к здоровому образу жизни проводится с детьми, имеющими проблемы в освоении программного материала, выявленные по результатам педагогической диагностики с привлечением узких специалистов, родителей.
Вся работа направлена на закрепление имеющихся у детей знаний и умений через их применение в новых условиях, на стимулировании проявления ребенком активности, самостоятельности и творчества.
Это позволяет «запускает» самостоятельную деятельность детей. Для этого в учреждении созданы специальные условия (их вы видите на экране):
- организована предметно-развивающая среда, стимулирующая проявление детьми самостоятельности и творчества, развитие детских интересов;
- педагогами используются специальные методы и приемы, побуждающие к проявлению детьми самостоятельности в разных видах двигательной активности, осуществляется учет индивидуальных интересов и склонностей детей (метод проблемного обучения, прием привлечения внимания детей к дидактическим пособиям, игрушкам, материалам, оборудованию для двигательной активности и т.д.).
Как уже упоминалось выше, успешное решение задачи формирования навыков здорового образа жизни дошкольников невозможно без активного участия семьи. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная система не может дать полноценный результат, если она не решается совместно с семьёй, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество ПЕДАГОГИ-ДЕТИ-РОДИТЕЛИ, для которого характерно содействие друг другу, учёт возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.
Работа с родителями начинается еще до поступления в детский сад. Она заключается в создании информационного поля, которое дает им возможность получить исчерпывающую информацию по всем волнующим их вопросам, познакомиться с работой учреждения, например на официальном сайте, где освещаются все мероприятия, происходящие в образовательном учреждении и получить всю необходимую информацию.
С первых дней знакомства с родителями поступающих детей, мы показываем и рассказываем всё, что будет окружать ребенка в нашем учреждении, акцентируя особое внимание на вопросах, связанных со здоровьем детей. Выслушиваем их просьбы и рекомендации относительно питания, сна, одежды ребёнка. Но, главное, на что в первую очередь направлена наша работа — это доказать, что без их участия мы не сможем добиться хороших результатов, только они являются самым ярким примером для своих детей. Не зря гласит народная пословица: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому». В организации работы по повышению компетентности родителей в воспитании здорового ребёнка важная роль принадлежит использованию разнообразных форм взаимодействия. Они применяются, чтобы дать родителям возможность стать активными исследователями собственного родительского поведения, получить опыт эффективных способов педагогического воздействия на ребёнка.
Для приобщения ребенка и семьи к здоровому образу жизни мы активно применяем современные, интерактивные формы образовательной деятельности, такие как открытые просмотры занятий, досугов, развлечений с участием родителей и детей, проведение Дней здоровья, которые стали доброй традицией в нашем учреждении и проводятся ежегодно. Убеждаемся на практике, что данные формы работы эффективно способствуют установлению партнерских отношений родителя и педагогов, гармонизируют отношения ребенка и родителей.
В учреждении создана открытая образовательная среда, благодаря которой родители могут присутствовать на любом оздоровительном и физкультурном занятиях, на утренней гимнастике, поучаствовать в подвижных играх, ознакомиться с другими формами оздоровительной работы в ДОУ.
Одной из наиболее ярких и любимых, как детьми, так и взрослыми формой физкультурно-оздоровительной работы являются спортивные праздники и развлечения. Приоритетной задачей таких мероприятий является пропаганда здорового образа жизни. В нашем дошкольном учреждении самыми популярными в последнее время стали праздники «А ну-ка, мамочки», «Мы морские пехотинцы», «Папы и мальчишки» с приглашением ветеранов, «Морских котиков». Вовлечение родителей в такие формы досуга, когда они вместе с детьми бегают, прыгают, соревнуются, полезно всем, а особенно детям. Это создаёт хороший эмоциональный настрой и дарит огромную радость от взаимного общения.
Практикуем участие родителей в качестве сопровождающих и тренирующих своих детей на городские соревнования, таких как ежегодный Кросс Нации, «Веселые старты», соревнования по общей физической подготовке, Губернаторские состязания среди дошкольных образовательных учреждений. Именно в такой ситуации родители личным примером показывают детям свою заинтересованность и желание заниматься спортом, вести активный, здоровый образ жизни. Именно в период соревнований возникает командный дух, атмосфера сплочения, единения и сотрудничества между воспитывающими взрослыми (педагоги, родители) и детьми.
Хотелось бы выделить еще одну активную форму взаимодействия педагогов и родителей, которая ведется в нашем детском саду. На протяжении нескольких лет силами профильных специалистов организуется деятельность родительского клуба «Академия мудрых родителей». Основная цель клуба - укрепление партнерских связей дошкольного учреждения и семьи, повышение педагогических компетенций родителей (законных представителей) воспитанников в вопросах обучения, развития и воспитания ребенка-дошкольника.
Заседания клуба проводятся 1 раз в два месяца и позволяют решать следующие задачи (они представлены на слайде):
1. Повышение педагогической грамотности родителей по вопросам речевого, физического и художественно-эстетического (музыкально-художественная деятельность) развития детей.
2. Мотивирование родителей на применение полученных знаний в воспитании своих детей.
3. Создание атмосферы взаимопознания, взаимоинформирования, педагогического партнерства родителей и педагогов.
Участники и ведущие клуба: педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, родители.
Формы работы клуба: коллективные (презентация, мастер-класс); индивидуальные (консультации (по запросу), беседы, памятки, флайеры).
В рамках заседания «Учимся, играем, наблюдаем – тему изучаем» мы провели серию мастер-классов для родителей:
- «Подвижные, хоровые игры на физкультурных занятиях по изучаемой теме».
- «Растим здорового ребенка». Использование игр и упражнений как средства воспитания потребности к здоровому образу жизни в семье;
- «Играем всей семьей». Подвижные игры как способ организации двигательной активности детей в домашних условиях.
Отличительной чертой деятельности клуба является то, что на каждом заседании ведущую роль выполняет один из узких специалистов.
Анализ деятельности по приобщению детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни позволил сделать вывод о том, что в учреждении выстроена система физкультурно-оздоровительной работы, одним из звеньев которой является образовательная деятельность по физической культуре, как эффективное средство приобщения ребенка и семьи к здоровому образу жизни.
Содержание образовательного процесса обогащено посредством использования активных форм образовательной деятельности с детьми и родителями, что позволило повысить качество образования в целом и достичь определенных положительных результатов в решении задач приобщения ребенка и семьи к здоровому образу жизни:
1. По итогам педагогическая диагностики высокий уровень сформированности начальных представлений о здоровом образе жизни имеют 78% детей.
2. Анкетирование родителей показывает увеличение на 37% доли семей, активно применяющих полученные в процессе участия в различных формах физкультурно-оздоровительной деятельности знаний и навыков в семейном воспитании, формирование более осознанного, ответственного отношения к здоровью детей и своему здоровью.
3. Произошел постепенный переход родителей с позиции наблюдателей к позиции активных участников в жизни дошкольного учреждения. На сегодняшний день родители наших воспитанников являются полноценными партнерами с конструктивным подходом в нашем общем деле здоровьесбережения.
4. Обеспечена положительная динамика по улучшению состояния здоровья детей. Сократились случаи ОРВИ, на 2,4% повысился индекс здоровья (2013-20,2; 2014-21,2; 2015-22,6), отсутствуют случаи детского травматизма, что является очень важным и большим достижением педагогического коллектива.
Перспективы работы в данном направлении:
1. Продолжить работу по приобщению детей дошкольного возраста и родителей к здоровому образу жизни посредством современных, интерактивных форм образовательной деятельности.
2. Совершенствовать формы организации сотрудничества с родителями, повышать уровень их педагогической компетентности по вопросам здоровьесбережения;
3. Вести дальнейшую работу по снижению уровня заболеваемости воспитанников, охране и укреплению здоровья каждого ребенка.
Значимость здоровья для человека, общества и государства переоценить невозможно. Гиппократ сказал: «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь». В заключении хочется всем «Будьте здоровы!».
Категория: Дошкольное | Добавил: TATYANA3033 (24.10.2016) | Автор: Бабкина Анна Евгеньевна E
Просмотров: 429 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: