Приветствую Вас Гость | RSS
Регистрация | Вход

Темы для Юкоз

Поделиться

Форма входа


Поиск по сайту

НАШИ партнёры:

МЫ ВКонтакте

ОТ ПАРТНЕРОВ:
ЦПМ "ЭВРИКА":

Статистика

Главная » Статьи » Публикации » Дошкольное

ВЛИЯНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ НА ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Формирование правильного произношения у детей - это сложный процесс, ребенку нужно научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращении к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной. В работе с детьми, имеющими нарушения речи большое внимание необходимо уделять развитию функции мелких мышц рук. Движения рук тесно связаны с речью, они являются одним из факторов его формирования.
Связь движений руки с речью была отмечена давно. Специально проведенные исследования показали, что движения пальцев рук стимулируют развитию центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка.
Тренировка движений пальцев рук детей улучшает не только двигательные возможности ребенка, но и развитие психических и речевых навыков. В свою очередь, формирование движений руки тесно связано с развитием двигательного анализатора и зрительного восприятия, различных видов чувствительности, пространственного ориентирования, координации движений и др.
Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Недаром во всех школах уделяют внимание уровню развития мелкой моторики детей. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Недостаточное развитие зрительного восприятия, внимания и, в частности, мелкой моторики, приводит к возникновению негативного отношения к учебе.
Именно поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до вступления в школу. Родители, которые уделяют определенное внимание упражнениям, играм, разнообразным задачам на развитие мелкой моторики и координации движений руки решают одновременно несколько проблем: во-первых, влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, улучшают развитие его речи, в-третьих, готовят к овладению навыками письма.
С самого раннего возраста необходимо начинать работу по развитию мелкой моторики. Уже в раннем детстве можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя, тем самым, на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте необходимо выполнять простые упражнения, которые сопровождаются стихотворным текстом (например "Сорока"). Не забывать и о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивание и расстегивания пуговиц, завязывание шнурков и т. п. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.
Необходимо помнить, что детям предлагаются упражнения в упрощенном варианте, доступные их возрасту. Старшим детям задания нужно усложнять.
Работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно, ведь именно тогда будет достигнут значительный эффект от этих специальных упражнений. Задачи по развитию движений пальцев рук должны приносить ребенку радость, не должны вызывать переутомления. Большое значение в этих играх-упражнениях имеет текст. Он должен быть веселым, доступным для детей данного возраста. Необходимо объяснять значение тех или иных движений или положений пальцев, заинтересовывать детей в исполнении этих движений, создавать благоприятный эмоциональный настрой.
Чтобы содействовать развитию пальцев рук и, тем самым, развивать речь вашего ребенка, можно предложить малышам следующие задания:
 разминать пальцами пластилин, глину;
 катать по очереди каждым пальчиком камни, бусинки, шарики;
 нанизывать бусинки на тоненькую ленту, делать ожерелье;
 сжимать и разжимать кулачки;
 делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы;
 двумя пальцами руки (указательным и средним) "ходить" по столу, сначала медленно, а затем быстро, как они бегут. Упражнение проводится сначала правой, а затем левой рукой;
 показывать отдельно только по одному пальчику;
 барабанить, постукивать всеми пальцами обеих рук по столу;
 махать в воздухе только пальцами, не двигая ладонью;
 хлопать в ладоши тихо и громко;
 нанизывать крупные пуговицы на нить;
 завязывать узелки на веревке;
 застегивать пуговицы, крючки, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки;
 закручивать шурупы, гайки;
 игры с конструктором, мозаикой, кубиками;
 составление матрешек;
 рисование в воздухе;
 игры с песком, водой;
 рисовать, раскрашивать, штриховать;
 резать ножницами.
Важной частью работы по развитию мелкой моторики является пальчиковая гимнастика. Эти игры очень эмоциональны, их можно проводить, возвращаясь из детского сада, сидя в очереди к врачу, в транспорте и, конечно, дома. Они очень интересны и способствуют развитию речи и творческой деятельности. Пальчиковые игры, как будто воспроизводят реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук и речи.
Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных рассказов, сказок с помощью пальцев рук. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т.п. В начале и в конце игры необходимо включать упражнения на расслабление, чтобы снять лишнее напряжение в мышцах. Это может быть поглаживание от кончиков пальцев к ладони, легкое потряхивание, взмахи руками. Это такие упражнения:

Моя семья
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - моя бабушка,
Этот пальчик - папочка,
А этот - моя мамочка,
Ну, а этот маленький - я,
Вот и вся моя семья.
(Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого)

Прятки
Пальцы в прятки все играли,
Вот так, вот так,
В кулачки все спрятались,
Вот так, вот так.
(Ритмично сгибать и разгибать пальцы, покрутить кулачком)

Сорока
Сорока белобока
Кашу варила,
Деткам давала.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
Ты дрова не рубил
И воды нам не давал,
Ты и печь не натопил
И кашу не варил.
(Указательным пальцем правой руки водить по ладони левой руки. Сгибать поочередно каждый палец, кроме мизинца. Сгибать и разгибать все пальцы в ритме потешки)

Зайцы
Скачет зайчик первый
Под высокой сосной,
А под второй сосной,
Скачет зайчик второй.
(Указательный и средний пальцы правой руки подняты вверх, все остальные выпрямлены и соединены. Ладонью правой руки держать вертикально вверх. Пальцы широко расставлены. И, так же другой рукой)

Соление капусты
Мы капусту изрубили,
Свежую морковь натирали,
Мы капусту посолили,
Из нее сока надавили.
(Резкие движения прямыми кистями рук, пальцы соединены, ладони прямые. Поочередные движения рук к себе и от себя. Пальцы сжаты в кулаки. Кончики пальцев обеих рук собраны вместе, имитируем посыпания солью. Интенсивно сжимаем пальцы обеих рук в кулаки)

Коза и козлята
Идет коза рогатая,
Коза бородатая,
Козленок спешит,
Звоночком звенит.
(Указательный и мизинец правой руки вверх. Другие прижать к ладони. Указательный и мизинец палец вверх. Пальцы ладони прямые, соединенные с большим, опущены вниз)

Замок
На дверях висит замок,
Кто его открыть бы смог?
Постучали, покрутили
И легонько открыли.
(Соединяем пальцы обеих рук в замок. Пальцы сжаты в замок, руки тянутся в разные стороны. Движения стиснутыми пальцами от себя к себе. Пальцы сжаты и ладонью постукивают друг о друга. Пальцы разъединяем, ладони разводим в стороны.)
Категория: Дошкольное | Добавил: semenets73 (29.10.2016) | Автор: Семенец Светлана Алексеевна E
Просмотров: 309 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: