Приветствую Вас Гость | RSS
Регистрация | Вход

Темы для Юкоз

Поделиться

Форма входа


Поиск по сайту

НАШИ партнёры:

МЫ ВКонтакте

ОТ ПАРТНЕРОВ:
ЦПМ "ЭВРИКА":

Статистика

Главная » Статьи » Публикации » Дошкольное

Дифференциальная диагностика стертой дизартрии и дислалии.
Дифференциация стертой дизартрии и дислалии

1 Актуальность проблемы дифференциальной диагностики стертой дизартрии и сложной дислалии
В настоящее время увеличилось количество детей со стертой дизартрией.
Это речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга.
Термин «стертая» дизартрия впервые был предложен О.А. Токаревой, которая характеризует проявления «стертой дизартрии» как легкие (стертые) проявления «псевдобульбарной дизартрии», которые отличаются особой трудностью преодоления.
Часто логопеды испытывают трудности при дифференциальной диагностике стертой дизартрии и дислалии .
Диагностика стертой формы дизартрии и методика коррекционной работы разработаны пока недостаточно. В работах Г.Г. Гутцмана, О.В. Правдиной, Л.В. Мелеховой, О.А. Токаревой, И.И. Панченко, Р.И. Мартыновой рассматриваются вопросы симптоматики дизартрических расстройств речи, при которых наблюдается «смытость», «стертость» артикуляции. Авторы отмечают, что стертая дизартрия по своим проявлениям очень похожа на сложную дислалию.
Дифференциальная диагностика стертой дизартрии чрезвычайно затруднена. Нарушения фонетической стороны речи при стертой дизартрии, внешне сходные с другими звукопроизносительными расстройствами, вместе с тем имеют свой специфический механизм. Диагностические ошибки при обследовании детей приводят к тому, что ребенок со стертой дизартрией остается без необходимой коррекционной помощи и лечения.
В данной работе представлены основные критерии, по которым можно провести дифференциацию стертой дизартрии и дислалии.
Определение дизартрии
Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
При дизартрии нарушено не программирование речевого высказывания, а моторная реализация речи.
Причины дизартрии
• Токсикоз.
• Хроническая гипоксия плода.
• Острые и хронические заболевания матери в период беременности.
• Минимальное поражение нервной системы при резус конфликтах.
• Легкая асфиксия.
Структура дефекта
• Нарушение тонуса артикуляционной мускулатуры по типу спастичности.
• Нарушение подвижности артикуляционных мышц
( нарушаются наиболее тонкие и дифференцированные движения, прежде всего, подъем языка вверх).
Звукопроизношение
• Стойкий характер нарушения звукопроизношения.
• Трудности автоматизации, процесс автоматизации требует большего количества времени, чем при дислалии (при прерывании логопедических занятий приобретенные речевые умения часто распадаются).
• Нарушено произношение не только согласных, но и гласных.
• Преобладание межзубного и бокового произношения.
• Оглушение звонких согласных.
• Смягчение твердых согласных.
• Нарушение звукопроизношения особенно выражены в речевом потоке.
• При увеличении речевой нагрузки наблюдается, а иногда нарастает общая смазанность речи.
• Нарушение речевого дыхания обусловлены недостаточностью центральной регуляции дыхания.
• Недостаточная глубина дыхания.
• Нарушен ритм: в момент речи учащается.
• Нарушение координации вдоха и выдоха(поверхностный вдох, слабый укороченный выдох).
• Недостаточная сила голоса (тихий, слабый, иссякающий).
• Тембр голоса (глухой, назализованный, сдавленный, хриплый, прерывистый).
• Нарушение просодики.
• Наличие синкинезий(непроизвольных сопутствующих движений при выполнении произвольных артикуляционных движений.
• Наличие насильственных движений ( гиперкинезы, тремор).

Дифференциация стертой дизартрии и дислалии
Стертая дизартрия - речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга (Л.В. Лопатина).
Чтобы отграничить стертую дизартрию от сложной дислалии, необходимо комплексное медико-педагогическое исследование: анализ медико-педагогической документации, изучение анамнестических данных.
По внешним проявлениям стертая дизартрия мало отличаются от дислалии и часто смешивается с ней, однако в основе даже при стертой дизартрии лежат специфические по механизму возникновения патологические изменения, преодоление которых вызывает порой значительные трудности.
Основные критерии диагностики:
• Наличие слабо выраженных, но специфических артикуляционных нарушений в виде ограничения объёма наиболее тонких и дифференцированных артикуляционных движений, в частности недостаточность загибания кончика языка вверх, а также ассиметричное положение вытянутого вперёд языка, его тремор и беспокойство в этом положение, изменения конфигурации.
• Наличие синкинезий (движение нижней челюсти при движении языка вверх, движения пальцев рук при выполнении артикуляционных упражнений) .
• Замедленный, прерывистый темп артикуляторных движений.
• Трудность удержания артикуляторной позы.
• Трудность в переключении артикуляторных движений.
• Стойкость нарушений произношения звуков и трудность автоматизации поставленных звуков.
• Нарушение просодической стороны речи.
В ряде случаем для диагностики минимальных проявлений дизартрии помогают так называемые функциональные пробы.
Проба №1.
Ребёнка просят открыть рот, высунуть язык вперёд и удерживать его по средней линии неподвижно и одновременно следить глазами за перемещающимся объектом. Проба является положительной и свидетельствует о наличии дизартрии, если в момент движения глаз отмечается некоторое отклонение языка в эту же сторону.
Проба №2.
Ребёнка просят выполнять артикуляционные движения языком, положив при этом руки на его шею. При наиболее тонких дифференцированных движениях языка ощущается напряжение шейной мускулатуры, а иногда и видимое движение с закидыванием головы, что свидетельствует о наличии дизартрии.
При обследовании детей с дизартрией особое внимание обращается на состояние артикуляторной моторики в покое, при мимических и общих движениях, прежде всего артикуляционных. При этом отмечаются не только основные характеристики самих движений (их объём, темп, плавность, переключаемость, истощаемость и т. д., но и точность и соразмерность движений, состояние мышечного тонуса в речевой мускула туре, наличие насильственных движений и оральных синкинезий.
Состояние артикуляторной моторики соотносится с общими моторными возможностями ребёнка, отмечаются даже незначительные двигательные расстройства. Более наглядную и точную картину проявления стёртой дизартрии дают следующие приёмы обследования:
Для этой цели необходимо:
1. Внимательно изучить положения языка и его поведение в полости рта в состоянии покоя. При этом можно обнаружить, что положение языка постоянно меняется: он то лежит спокойно, то оттягивается внутрь рта, то выгибается кверху, то отклоняется в сторону.
2. Если предложить ребёнку поднять язык вверх, то можно наблюдать много лишних движений (язык высовывается резко вперёд, становится длинным и узким, прежде чем язык примет нужное положение. Это свидетельствует об изменениях тонуса мышц языка.
3. Качество движений языка легко проверить, предложив ребёнку многократно выполнить следующие упражнения: поднять язык вверх, затем вытянуть вперёд, повернуть его к левому уху и, наконец, к правому. При этом легко обнаружить неточность и недостаточность силы движений языка, а иногда и его вялость. Такие явления обусловлены гиперкинезами языка. Постоянно подвижного, как бы не находящего нужное положения.
4. Далее следует проверить язык на утомляемость. Для этой цели можно предложить ребёнку 1-2 мин. показать как кошка лакает молоко, т. е. попросить его производит быстрые движения языком вперёд. Внимательно наблюдая за поведением языка, можно обнаружить замедление темпа движений, их неточность. Это подтверждает дизартрический компонент.
5. Если после таких упражнений попросить ребёнка высунуть язык вперёд. То язык заметно отклонится в сторону и не сможет находиться в спокойном состоянии. Всё это свидетельствует о наличии мышечной и иннервационной недостаточности в органах артикуляции.
6. И ещё, у детей со стертой дизартрией кроме нарушения звукопроизношения отмечаются нарушение голоса и его модуляций, слабость речевого дыхания, выраженные просодические нарушения.
Изучение психомоторики у детей со стертой дизартрией

Несмотря на то, что у детей со стертой дизартрией не наблюдается выраженных параличей и парезов, моторика их отличается общей неловкостью, недостаточной координаторностью.
Нарушение моторики у детей со стертой дизартрией носит широкий характер.
Наблюдается некоторая общая моторная неловкость, неуклюжесть, страдает мелкая моторика рук.
Дети испытывают трудности при одевании, обувании, хуже сверстников бегают, прыгают, рисуют.
У детей с паретической формой часто наблюдается вялость пальцев, особенно при работе с карандашом или ручкой.

При спастической же форме наблюдается чрезмерное напряжение и малая подвижность.

Дети со стертой дизартрией отстают от сверстников в ловкости и точности движений.

Практика показывает, что дошкольники с нарушением мелкой моторики рук испытывают затруднения при овладении навыками письма. Задерживается развитие готовности руки к письму, так как дети долго не проявляют интерес к рисованию и другим видам ручной деятельности.

Характеризуя состояние двигательной сферы детей со стертой дизартрией, одни исследователи отмечают наличие активных движений в полном объеме, указывая при этом, что они являются замедленными, неловкими, недифференцированными.

Другие находят в ограничении объема движений как верхних, так и нижних конечностей, преимущественно с одной стороны.

Это указывает на наличие паретических явлений в конечностях. В таких случаях сила в мышцах на стороне пареза оказывается ослабленной, а тонус – слегка повышенным.

Диагностика нарушений моторного развития у детей со стертой дизартрией

Эти тесты направлены на выявление зрелости уровневой организации движений по М.А. Бернштейну.
Особенности выполнения при стёртой дизартрии
Тест на статическую координацию движений (статическое равновесие)
И. П.: стойка на одной ноге, другая нога согнута и касается стопой коленного сустава первой ноги, бедро отведено кнаружи, руки на поясе, глаза закрыты. Дети испытывают значительную трудность (а иногда и невозможность) сохранения равновесия.
Наблюдается:
- тремор конечностей,
- покачивание при попытке удержать равновесие,
- часто опускают приподнятую ногу, касаясь ею пола,
- поднимаются на носки,
- лучше удерживают равновесие, стоя на правой ноге.
Тест на динамическую координацию движений
1) Предлагается попасть мячом в корзину с расстояния 2-2,5 м.
2) Перепрыгнуть через натянутую над полом веревку на высоте 15-20 см. Выполнение тестовых заданий на исследование динамической координации движений характеризуется недостаточно согласованной деятельностью различных мышечных групп, «толчкообразностью», неловкостью выполняемых движений.
Более чем в трети случаев дети осуществляют бросок мяча в цель не «с развернутого плеча», без замаха, а снизу. При этом в момент броска одной рукой другая напряжена и приведена к телу. Количество попаданий мячом в цель значительно больше при выполнении движений правой рукой. В большинстве случаев успешное выполнение теста для правой руки осуществляется с первой попытки, в то время как для левой – со второй и третьей.
Большинство детей со стертой дизартрией способны с места без разбега перепрыгнуть через натянутую веревку. В то же время задание не всегда выполняется с первой попытки. Когда тест выполняется со второй или третьей попытки, отмечается задевание веревки при прыжке ногами, приземление на пятки. В единичных случаях были зафиксированы падение или касание руками пола после прыжка и не перепрыгивание, а перешагивание через веревку.
Тест на исследование скорости движений
Как можно быстрее несколько раз сесть на пол и встать, не касаясь пола руками. Выполнение задания на исследование скорости движения показывает, что больше половины детей затрудняются сесть на пол и встать без помощи рук.В основном задание выполняется в замедленном темпе. Дети способны сесть на пол без помощи рук, но не могут без этой помощи подняться. Они опираются либо на одну, либо обе руки.Менее чем в половине случаев детям доступно быстрое и правильное выполнение этого задания с первой попытки без помощи рук.
Невозможность выполнения этого теста отмечалась в единичных случаях.
Характер выполнения детьми задания подтверждает недостаточную сформированность динамической координации движений и двигательной маневренности, обнаруженную при выполнении других тестов.
Тесты на двигательную память
Испытуемый стоит напротив экспериментатора и повторяет ряд последовательных движений, отставая на одно движение (руки вперёд, вверх, в стороны, назад, вниз). Движения экспериментатора программируют задание и одновременно являются сбивающим воздействием. Безошибочное выполнение этого теста с первой попытки зафиксировано лишь в единичных случаях. Тест на двигательную память вызывает значительные трудности у большинства детей. При воспроизведении движений наблюдается замедление их темпа или, наоборот, ускорение. Сбои в двигательной программе начинаются уже с третьего или даже со второго движения, при этом отмечаются трудности перехода от одного двигательного элемента к другому.
Тест на одновременность движений
Характеризует корковый уровень построения движений, выявляет синкинезии. Руки прямые, вытянуты перед грудью. Испытуемый одновременно сжимает в кулак правую руку и разжимает левую, затем наоборот. Тест на одновременность движений вызывает наибольшую трудность для выполнения. Одновременное выполнение движений для обеих конечностей наблюдается у незначительного количества детей.
Чаще отмечаются либо выраженные трудности выполнения этих движений (преимущественно для левой руки), либо разновременное их выполнение.
Тест на выявление синкинезий (т.е. содружественных, лишних движений)
Используются пробы Заззо из методики И.Ю. Левченко. Кисти ребенка помещаются на чистый лист бумаги и обводятся карандашом.
Затем, поочередно прикасаясь к каждому пальцу ребенка, кроме четвертого (движение которого и у здоровых детей в опыте сопровождается синкинезиями), даем инструкцию:«Подними только этот палец!»
На контурном изображении помечаются непроизвольные движения других пальцев: односторонние, перекрестные (на второй руке) и двусторонние (на обеих руках). Выполнение движений в замедленном темпе, с многочисленными синкинезиями: движениями губ, высовыванием языка, наклонами головы вперед и др.
Пальчиковая проба
Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого и мизинца. В большинстве случаев наблюдается замедленный темп, одновременные движения нескольких пальцев .Кроме того, отмечается напряженность пальцев, невозможность удерживать их согнутыми. Наблюдаются сопутствующие синкинезии – движения пальцев другой руки. Большинство детей выполняют задания в медленном, напряженном темпе, напряженными пальцами, не в полном объеме.
Сложнее для воспроизведения оказываются пробы на поочередное выпрямление пальцев, а не сгибание.
Таким образом, у детей с МДР почти по всем уровням (по Бернштейну) отмечаются отклонения от нормативов в психомоторике.
Выявляются нарушения функции статического равновесия (уровень А), динамической координации (уровня В); нарушения темпа и ловкости движений (уровень В и С); снижение двигательной памяти (уровень Д).
Моторная недостаточность у детей с МДР выявляется в сглаженной, стертой форме, что обуславливается наличием негрубых, не ярко выраженных органических нарушений.

Критерии дифференциации стертой дизартрии и дислалии
Неврологический статус детей


стертая дизартрия
• Неврологическая симптоматика обязательно присутствует, хотя может быть. выражена незначительно.
• Появление невр симптоматики:
- страдает общая моторика,
- нет ловкости, подвижности, уверенного выполнения движений.
• Дети не умеют прыгать на одной ноге, через скакалку, испытывают затруднения в играх с мячом, движения носят скованный напряженный характер,
• Поза Ромберга положительна, отмечаются напряжения в руках, тремор пальцев рук, покачивание, отклонение языка в сторону, гиперкинезы языка, саливация.
дислалия
Неврологическая симптоматика отсутствует.
Могут наблюдаться расстройства со стороны вегетативной н.с., к таким расстройствам относятся: плохой сон, чрезмерная потливость, бледность, синюшность кожных покровов или наоборот их гиперемия

Проявление неврологической симптоматики в мелкой моторике

стертая дизартрия
• Пальчиковые пробы полноценно не выполняются (неправильный выбор пальцев, невозможность создания и удержания позы, тремор, асинхрония движений)
• Дети затрудняются или просто не
могут без посторонней помощи выполнять движение
по подражанию, например, ≪замок≫ — сложить кисти
вместе,
переплетая пальцы; ≪колечки≫ — поочередно
соединить с большим пальцем указательный, средний,
безымянный и мизинец, и другие упражнения пальцевой гимнастики. дислалия
нет
Проявление неврологической симптоматики в артикуляционной моторике

стертая дизартрия
• Ребенок не может плотно сомкнуть губы, удержать губами трубочку, соломинку;
• Со стороны языка могут наблюдаться гиперкинезы, отклонения языка в сторону, синюшность языка, удержание позиции под счет затруднено.
• Амплмитуда движений ограничена. Могут наблюдаться замены движений.
• Саливация.
• Дети не могут тщательно пережевывать пищу, проглатывать воду и еду маленькими порциями.
• Наличие слабо выраженных, но специфических артикуляционных нарушений в виде ограничения объёма наиболее тонких и дифференцированных артикуляционных движений, в частности недостаточность загибания кончика языка вверх, а также ассиметричное положение вытянутого вперёд языка, его тремор и беспокойство в этом положение, изменения конфигурации.
• Наличие синкинезий (движение нижней челюсти при движении языка вверх, движения пальцев рук при выполнении артикуляционных упражнений) .
• Замедленный, прерывистый темп артикуляторных движений.
• Трудность удержания артикуляторной позы.
• Трудность в переключении артикуляторных движений.

Для того, чтобы обнаружить эти нарушения, обследование должно выполняться с функциональной нагрузкой. Это значит, каждую пробу мы выполняем неоднократно (3-4-5 раз)
дислалия
нет
Особенности речевых нарушений

стертая дизартрия
• Преимущественно встречается искажение звуков
 межзубное произношение переднеязычных звуков сочетается с отсутствием или гортанным произношением звука р;
 боковое произношение свистящих, шипящих звуков и аффрикат;
 спастическое напряжение средней части спинки языка делает всю речь ребенка смягченной;
 шипящие звуки формируются в более простом нижнем варианте произношения и заменяю свистящие звуки;
 часто встречаются дефекты озвончения, но их нужно рассматривать как частичное нарушение голоса.
• Может быть нарушена просодика: речь тихая с изменениями темпа и плавности. Затухающая, мало выразительная.
• Звукопроизношение смазывается, ухудшается в потоке речи, произвольность речевых движений нарушена.
• По структуре речевого дефекта группы ФНР, ФФНР, ОНР.
Могут наблюдаться лексико-грамматические Расстройства, в том числе и не резко выраженные дислалия
• Нарушение звуков идут преимущественно по типу отсутствия, замены , т.е. преобладает фонологические дефекты речи.
• Нет нарушений просодики.
• Звукопроизношение не ухудшается. Произвольность речевых движений сохранна.
• По структуре речевого дефекта может наблюдаться: ФНР (фонетическое), ФФНР, фонематическое нарушение речи.
• Нарушение лексико-грамматической стороны речи нет.

Заключение
1. Стертая дизартрия – одно из самых распространенных речевых нарушений, встречающихся в логопедической практике.
2. Вопросы диагностики и содержания коррекционной работы с детьми со стертой дизартрией остаются недостаточно разработанными как в теоретическом, так и в практическом плане.
3. Чтобы отграничить стертую дизартрию от сложной дислалии, необходимо комплексное медико-педагогическое исследование, анализ медико-педагогической документации, изучение анамнестических данных.
4. Изучение стертой дизартрии является предметом исследования медицинских, педагогических и лингвистических дисциплин. Вместе с тем вопрос терминологии данного нарушения в разных направлениях исследований трактуется по-разному.
5. Таким образом, в специальной литературе выбор термина, определяющего стертую дизартрию, остается дискуссионным.
Литература:
Архипова Е.Ф. Особенности логопедической работы при дизартрии/коррекционная педагогика №1,2004,с.36-42
Лопатина Л.В. Приемы обследования дошкольников со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения//Дефектология.-1986.-№2
Волкова Л. С. Логопедия / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова. – М.: ВЛАДОС, 1995.

Карелина И. Б. Дифференциальная диагностика стертых форм дизартрии и сложной дислалии / И. Б. Карелина // Дефектология. – 1996. - №5. – С. 10-14.

Репина З. А. Уроки логопедии / З. А. Репина, В. И. Буйко. – Екатеринбург: ЛИТУР, 2002.

Сборник методических рекомендаций. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.

Соболева О. Б. Дифференциальная диагностика функциональной дислалии и стертой дизартрии / О. Б. Соболева, И. Н. Гроздова // Логопед. – 2012. - №2. – С.94-102.
Категория: Дошкольное | Добавил: vaganovazhanna (17.12.2016) | Автор: Ваганова Жанна Евгеньевна E
Просмотров: 741 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: