Приветствую Вас Гость | RSS
Регистрация | Вход

Темы для Юкоз

Поделиться

Форма входа


Поиск по сайту

НАШИ партнёры:

МЫ ВКонтакте

ОТ ПАРТНЕРОВ:
ЦПМ "ЭВРИКА":

Статистика

Главная » Статьи » Публикации » Начальное общее

Информационные технологии в образовательном процессе
Информационные технологии в образовательном процессе.

Цели: – разработка и внедрение новых педагогических технологий;
– демонстрация возможностей применения ИКТ на уроках в начальной школе.
– использование информационных технологий в совокупности с личностно-ориентрованными, развивающими образовательными технологиями, учитывающими различный уровень готовности к обучению в школе, неодинаковый социальный опыт, отличия в психофизическом развитии детей.
– демонстрация возможности расширения видов деятельности на уроке, с применением информационных технологий.
Я, Григоренко Марина Васильевна - учитель высшей квалификационной категории, педагогический стаж 23 года. Работаю в МОУ «СОШ №35 с углублённым изучением отдельных предметов» г.Воркуты - учителем начальных классов все 23 года. В этом году у меня 3 класс, работаю по УМК «Планета знаний».
С самого начала своей педагогической деятельности я занимаюсь самообразованием. И по сей день, нахожусь в поиске новых приемов и методов обучения и воспитания, отдавая предпочтение нетрадиционным формам. Читая художественную, методическую, публицистическую литературу, пытаюсь найти пути решения данного вопроса.
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России в последние годы наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий в телевидении оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Сочетая в себе возможности книги, калькулятора, телевизора, видеомагнитофона, являясь уникальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки и самые различные игры, современный компьютер вместе с тем является для ребенка тем равноправным партнером, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которого ему порой не хватает.
Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности школы выглядит очень естественным, с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создание благоприятного эмоционального фона.
Учитель, идущий в ногу со временем, сегодня психологически и технически готов использовать информационные технологии в преподавании. Любой этап урока можно оживить внедрением новых технических средств. Учитель – профессия творческая. Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу обучающихся.

ИКТ можно рассматривать как средство доступа к учебной информации, обеспечивающее возможности поиска, сбора и работы с источником, в том числе в сети Интернет, а также средство доставки и хранения информации. Использование ИКТ в учебном процессе позволяет повысить качество учебного материала и усилить образовательные эффекты.
Одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения учителем начальных классов информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе.
Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет:
 развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
 овладевать практическими способами работы с информацией;
 развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;
 активизировать познавательную деятельность учащихся.
Благодаря использованию ИКТ на уроках в начальной школе учитель переходит от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися. ИКТ вызывает у младшего школьника интерес; анимационные фрагменты приближают изучаемые процессы к жизни ребёнка. Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью, с помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях:
- повышает качество знаний;
- продвигает ребёнка в общем развитии;
- помогает преодолеть трудности;
- вносит радость в жизнь ребёнка;
- позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития;
-создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.
Экспериментально установлено, что при устном изложении материала учащийся за минуту воспринимает и способен переработать до 1 тысячи условных единиц информации, а при “подключении” органов зрения до 100 тысяч таких единиц. У младшего школьника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника положительные эмоции.

Поэтому совершенно очевидна высокая эффективность использования в обучении медиауроков.

Медиаурок - использование средств мультимедиа. В данном случае мною описан опыт использования компьютера и мультимедийного проектора для демонстрации компьютерных презентаций PowerPoint.
Хочу отметить методические возможности и преимущества медиаурока:
 повышение мотивации к учению, которая возрастает за счет мультимедийных эффектов;
 Повышение эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности;
 появления возможности моделировать объекты и явления;
 развитие наглядно-образного мышления;
 индивидуальный подход в обучении.
Оснащение начальной школы разнообразными средствами ИКТ и цифровыми инструментами поставило перед преподавателем комплекс задач, связанных с грамотным и целесообразным использованием техники в образовательном процессе.
Информационные технологии дают возможность учителю сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным; варьировать частные решения с опорой на имеющиеся готовые «шаблоны», а также более эффективно осуществлять обратную связь с учениками.
Интерактивный комплекс позволяет демонстрировать ученикам:
 мультимедийные презентации, содержащие изучаемый материал;
 иллюстративный материал (фотографии, рисунки, схемы);
 текстовый материал;
 материал, оформленный в виде таблиц;
 видеоматериал;
 комплексный материал, содержащий тренировочные задания и задачи с интерактивной проверкой и без нее.
Интерактивный комплекс позволяет организовать деятельность ученика у доски без мела и тряпки. Передвигать объекты на доске, вписывать нужные слова и числа в заготовленные шаблоны, управлять презентацией, находясь лицом к классу, делать легко воспринимаемые и аккуратно оформленные чертежи и схемы, динамично дополнять изображение дополнительными рисунками, вносить поправки и дополнения по мере своего рассказа - вот не полный перечень возможностей, которые появились у меня и учеников моего класса.

Поделюсь своим опытом использования информационных технологий на уроках в начальной школе. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций, которые я лично я очень люблю и чаще всего использую на своих уроках.
Современный мультимедийный урок строится по той же структуре, что и традиционный: актуализация знаний, объяснение нового, закрепление, контроль. Используются те же методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый и другие.
Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причем на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие. Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя их особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.
При разработке презентации учитывается, что она:
 быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами;
 вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;
 усиливает воздействие выступления.
Использовать презентации можно на всех этапах урока. Это и во время актуализации знаний, и при объяснении нового материала, и при закреплении. Более эффективное применение мультимедиа на каждом уроке будет тогда, когда используем не весь урок, а фрагменты более сложных вопросов.
Использование богатых графических, звуковых и интерактивных возможностей компьютера создаёт благоприятный эмоциональный фон на занятиях, способствуя развитию учащегося как бы незаметно для него, играючи.
Мною замечено, что активное использование контрольно-тренировочных материалов с интерактивной проверкой делает работу на уроке более динамичной, позволяет охватить большой по объёму материал, организовать различные формы самопроверки, взаимопроверки. «Живые» материалы делают учебный материал более доступным и понятным.

Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет:
 развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией;
 развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;
 активизировать познавательную деятельность учащихся;
 проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);
 индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания
Уроки с использованием ИКТ стали привычными для учащихся моего класса, а для меня стали нормой работы – это, на мой взгляд, является одним из самых важных результатов инновационной работы в школе.
Я использую готовые электронные пособия, сама составляю электронные приложения к уроку, к отдельным темам, составляю тестовые задания по отдельным темам, использую ИКТ для проведения проверочных работ, составления проспектов, презентаций, бюллетеней.
Использование электронных учебных пособий позволяет повысить качество обучения, сделать его динамичным, решать несколько задач:
– наглядность,
– доступность,
– индивидуальность,
– контроль,
– самостоятельность.
На уроках для большей эффективности я использую предметные коллекции, портреты, видеоэкскурсии, интерактивные модели, фотографии, иллюстрации объектов (в основном, это энциклопедии, которые очень помогают при подготовке к уроку). При объяснении нового материала информацию, появляющуюся на экране - комментирую, по необходимости сопровождаю дополнительными объяснениями и примерами.
Применяю ИКТ при подготовке и проведении как нетрадиционных форм урока, так и для проведения внеклассных мероприятий, классных часов. Для развития творческих способностей учащихся и активизации их познавательной деятельности предлагаю им творческие задания. Работа обучающихся над заданиями такого типа привлекательна тем, что проявляется личностная ориентация педагогического процесса, происходит поиск и развитие способностей, заложенных природой в каждом ребенке.
Выше было сказано о презентациях. Их использование на уроках просто незаменимо. Я подбираю презентации на разные уроки, по разным темам, нахожу в Интернете, делаю сама. Урок от этого становится интереснее.
Материал, традиционно трудно усваиваемый, при использовании электронных приложений к урокам, тестов, у ребят вызывает интерес к предмету, и углубляются знания по предметам. Внедрение информационных технологий основано на учете возрастных особенностей обучающихся.
В начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими, позволяет сделать этот процесс более плавным. Большая часть знаний, умений и навыков, полученных на уроках, ещё не используется младшими школьниками во внеурочной деятельности, поэтому их практическая ценность утрачивается, а прочность – существенно снижается. Применение же полученных знаний, умений и навыков в игровой компьютерной среде приводит к их актуализации и мотивации их приобретения.
Высокая степень эмоциональности младших школьников значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Внеклассные занятия же с применением компьютера позволяют частично разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс.
При этом весь материал переводится в яркую, увлекательную, с разумной долей игрового подхода, мультимедийную форму с широким использованием графики, анимации, в том числе интерактивной, звуковых эффектов и голосового сопровождения, включением видеофрагментов. Прослушивание аудиокниг тоже дает положительный эффект. Это лишь некоторые из возможностей, которыми пользуюсь я и учителя начальной школы нашего образовательного учреждения.
Таким образом, внедрение новых информационных технологий в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для познавательных процессов и развития индивидуальных качеств.
Использование информационных технологий помогает стимулировать творческую активность обучающихся. Результаты творческой деятельности ребят могут быть использованы учителями как иллюстративный, наглядный материал к урокам. Работа над проектами стимулирует творческую, познавательную деятельность обучающихся, сделает изучаемый материал личностно значимым. Создание компьютерных презентаций способствует развитию эстетической, общекультурной, коммуникативной, ценностно-смысловой, информационной компетенций.
Информационная компетентность школьников необходима для качественного освоения всех учебных предметов. Овладение компьютерной культурой, формирование информационной компетенции школьников – необходимое условие включения подрастающего поколения в мировое информационное пространство. Поэтому в дальнейшем планирую организовать деятельность учеников по созданию ими мультимедийных продуктов по тематическим заданиям. Ученики смогут работать как самостоятельно, так и координироваться учителем.
Вижу своей основной задачей построение педагогической деятельности таким образом, чтобы ученики были не только зрителями и исполнителями заданий учителя, а становились соавторами урока, выступая с созданными ими сообщениями и докладами, сопровождаемыми собственными мультимедийными продуктами.
На уроках в начальной школе использование ИКТ позволяет поднять процесс обучения на качественно новый уровень: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме. Включение в мультимедиа анимации, фрагментов видеофильмов дает возможность усилить визуальное восприятие и облегчает усвоение учебного материала. Фрагменты презентаций, которые я хочу предложить Вашему вниманию, могут служить иллюстрацией тех возможностей, которые открывает перед нами использование ИКТ в начальной школе на разных этапах урока.
Словарная работа
Физкультминутки
- подвижные динамические паузы (придумываю и делаю сама)
- физкультминутки для глаз
Рефлексия,
Самооценка
Игры, увлекательные задания, на этапе закрепления изученного.
Категория: Начальное общее | Добавил: marinka (11.04.2016) | Автор: Григоренко Марина Васильевна E
Просмотров: 1207 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: