Приветствую Вас Гость | RSS
Регистрация | Вход

Темы для Юкоз

Поделиться

Форма входа


Поиск по сайту

НАШИ партнёры:

МЫ ВКонтакте

ОТ ПАРТНЕРОВ:
ЦПМ "ЭВРИКА":

Статистика

Главная » Статьи » Публикации » Начальное общее

Профилактика нарушений письменной речи у младших школьников
Рекомендации педагогам и родителям по устранению нарушений письменной речи.
Гогова Ольга Викторовна, учитель-логопед
1 квалификационной категории МОБУ «СОШ № 4» г.Минусинска Красноярского края.

Работа по формированию речи должна начинаться в дошкольном возрасте. К моменту обучения ребенку необходимо сформировать речь как средство общения, что позволит ему справляться со школьной программой. Но родители не всегда уделяют должное внимание развитию устной речи в дошкольном возрасте. Часто они игнорируют занятия с логопедом в детском саду, либо у них нет возможности водить ребенка в дошкольное учреждение. Многие из них надеются, что со временем все войдет в норму и их ребенок сам заговорит. Такие дети приходят к нам в школу. У многих младших школьников нарушения устной речи усугубляют недоразвитие познавательной деятельности, затрудняют процесс овладения грамотой и ведут к нарушениям письменной речи. Практика показывает, что в последнее время растет число детей с отклонениями в речевом и интеллектуальном развитии. К их речи с приходом в школу предъявляются повышенные требования. Отставания или нарушения речевого и интеллектуального развития выявляются уже на первых этапах обучения чтению и письму. Учащиеся с большим трудом овладевают этими сложными процессами. Вот тут то все чаще мы произносим термин дисграфия. Основной задачей работы школьного логопеда является профилактика или устранение дисграфии у младших школьников. Что это такое? Это частичное специфическое нарушение процесса письма.
В логопедии выделяют 3 вида дисграфии:
-акустическую;
-оптическую;
-моторную.
Симптоматика дисграфий проявляется в стойких и повторяющихся ошибках на письме, которые можно сгруппировать следующим образом:
-искажения и замены букв;
-искажения звукослоговой структуры слова;
-нарушения слитности написания отдельных слов в предложении;
-аграмматизмы на письме.
При акустической дисграфии отмечается недифференцированность слухового восприятия, недостаточное развитие звукового анализа и синтеза. Дети с трудом различают и воспроизводят оппозиционные звуки (фонемы): с-з, с-ц; слоговые цепочки: са-за-ца, са-за-са; слова: том-ком-дом, точка-кочка-бочка. Типичные ошибки на письме - смешения и пропуски букв, обозначающих звуки, сходные по артикуляции и звучанию, а также отражение неправильного звукопроизношения на письме.
Оптическая дисграфия обусловлена неустойчивостью зрительных представлений. Учащиеся не узнают отдельные буквы и не соотносят с определенными звуками. Из-за неточного зрительного восприятия они смешиваются на письме. Наиболее часто смешиваются следующие рукописные буквы: п-н, п-и, у-и, ц-щ; ш-и, м-л, б-д, п-т; н-к. При тяжелой форме дисграфии письмо слов невозможно. Ученик может написать только отдельные буквы. Иногда наблюдается зеркальное письмо, особенно у левшей, когда элементы букв и слова пишутся справа налево.
Для моторной дисграфии характерны трудности движения руки во время письма, нарушение связи моторных образов звуков и слов со зрительными образами.
Огромную роль в усвоении письменной речи играет сформированность фонематических процессов.
1.Необходимо развивать фонематическое восприятие на основе фонемного (звукового) распознавания. Логопедическая работа по уточнению и закреплению дифференциации звуков проводится с опорой на различные анализаторы (речеслуховой, речедвигательный, зрительный и др.). При этом учитывается, что совершенствование слухопроизносительных дифференцировок осуществляется более успешно в том случае, если оно проводится в тесной связи с развитием фонематического анализа и синтеза. В работе по дифференциации звуков используются и задания, направленные на развитие фонематического анализа и синтеза.
Логопедическая работа по дифференциации смешиваемых звуков включает два этапа: предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков; этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков.
На первом этапе последовательно уточняется произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков. Работа проводится по следующему плану: уточнение артикуляции и звучания звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения; выделение его на фоне слога; определение места в слове (начало, середина, конец); определение места звука по отношению к другим (какой по счету звук, после какого звука произносится, перед каким звуком слышится в слове); выделение его из предложения, текста.
На втором этапе проводится сопоставление смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. Дифференциация (сопоставление) звуков осуществляется в той же последовательности, что и работа по уточнению слуховой и произносительной характеристики каждого звука. Однако основной целью является их различение, поэтому материал включает слова со смешиваемыми звуками.
При работе над устранением дисграфии каждый из звуков в процессе работы соотносится с определенной буквой. При коррекции дисграфии большое место занимают письменные упражнения, закрепляющие дифференциацию звуков. Необходимо научить определять количество, последовательность и место слов в предложении.
В работе по устранению дефектов письменной речи я использую различные упражнения. Многие из них заимствованы из опыта работы других логопедов и методических источников, а некоторые доработаны мной. Вот примерные задания, направленные на коррекцию нарушений письменной речи:
1.Придумать предложение по сюжетной картинке и определить в нем количество слов.
2.Придумать предложение с определенным количеством слов.
3. Увеличить количество слов в предложении. (прием наращивания: Зима. Пришла зима. Пришла морозная зима.)
4.К предложенной графической схеме придумать предложение.
5.Определить место слов в предложении (какое по счету указанное слово.)
6. Выделить предложение из текста с определенным количеством слов.
7.Поднять цифру, соответствующую количеству слов предъявленного предложения.
Работу по развитию слогового анализа и синтеза надо начинать с использования вспомогательных приемов, затем она проводится в плане громкой речи и, наконец, на основе слухопроизносительных представлений, во внутреннем плане.
При формировании слогового анализа с опорой на вспомогательные средства предлагается отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.
В процессе развития слогового анализа в речевом плане делается акцент на умении выделять гласные звуки в слове, усвоить основное правило слогового деления: в слове столько слогов, сколько гласных звуков. Опора на гласные звуки при слоговом делении позволяет устранить и предупредить такие ошибки, как пропуски гласных звуков, добавления гласных.
Можно использовать такие игры: педагог называет звуки, дети поднимают красный флажок, если звук гласный, и синий, если согласный. Затем проводится работа по выделению гласного звука из слога и слова. Для этого сначала предлагаются односложные слова (стук, волк). Дети определяют гласный звук и место его в слове (начало, середина, конец слова). Можно использовать графическую схему слова. В зависимости от места гласного звука в слове ставится кружок в начале, в середине или в конце схемы. Затем проводится работа на материале двух и трехсложных слов. Рекомендуются и такие задания:
1. Назвать гласные в слове. Подбираются слова, произношение которых не отличается от написания (лужа, пила).
2. Записать только гласные данного слова (окна – оа).
3. Выделить гласные звуки, найти соответствующие буквы.
Для закрепления слогового анализа и синтеза предлагаются такие задания:
1. Повторить слово по слогам. Сосчитать количество слогов.
2. Определить количество слогов в названных словах. Поднять соответствующую цифру.
3. Разложить картинки в два ряда в зависимости от количества слогов в их названии. Предлагаются картинки, в названии которых 2 или 3 слога (сливки, помидор, собака).
4. Выделить первый слог из названий картинок, записать его. Объединить слоги в слово, предложение, прочитать полученное слово или предложение (например: «улей», «домик», «машина», «луна», «жаба»), после выделения слогов получается предложение: У дома лужа.
5. Определить пропущенный слог в слове с помощью картинки:
____буз, ут___, лод____, ка____, ка____даш.
6. Составить слово из слогов, данных в беспорядке (нок, цып, лё; точ, лас, ка).
7. Выделить из предложения слова, состоящие из определенного количества слогов.
2. Развитие фонематического анализа и синтеза.
Это тренировка в выделении звука на фоне слова. Более сложной формой является вычленение первого и последнего звука из слова и определение его места (начало, середина, конец слова). Самым сложным является определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Эта форма звукового анализа появляется лишь в процессе специального обучения и закрепляется после систематических тренировок:
1. Придумать слова с 3, 4, 5 звуками.
2. Отобрать картинки, в названии которых 4 или 5 звуков.
3. Поднять цифру, соответствующую количеству звуков в названии картинки (картинки не называются).
4. Разложить картинки в два ряда в зависимости от количества звуков в слове.
В процессе формирования звукового анализа необходимо учитывать фонетическую трудность слова. При этом широко используются письменные работы:
1. Вставить пропущенные буквы в слова: ви.ка, ут.а, лу.а, б.нокль.
2. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте (шуба, уши, кошка).
3. Составить слова различной звукослоговой структуры из букв разрезной азбуки, например: сом, нос, рама, шуба, кошка, банка, стол, волк и др.
4. Выбрать из предложений слова с определенным количеством звуков, устно назвать их и записать.
5. Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получилось слово:
па –(пар)
па- - (парк)
па - - - (паром)
па - - - - (паруса)
6. Подобрать слово с определенным количеством звуков.
7. Подобрать слова на каждый звук. Слово записывается на доске. К каждой букве подобрать слова, начинающиеся с соответствующего звука. Слова записываются в определенной последовательности: сначала слова из 3 букв, затем из 4, 5, 6 букв.
Р У Ч К А
рот Уля час кот Аня
роза угол чаша каша аист
рукав улица чехол корка астра
8. Преобразовать слова:
а) добавляя звук: рот – крот, мех – смех, осы – косы, луг – плуг
б) изменяя один звук слова (цепочки слов): сом – сок – сук – суп – сух – сох – сор – сыр – сын – сон
в) переставляя звуки: пила – липа, палка – лапка, кукла – кулак, волос – слово
9. Какие слова можно составить из букв одного слова, например: ствол (стол, вол), крапива (парк, ива, карп, пар, рак, Ира)?
10. От записанного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова: дом – мак – кот – топор – рука.
11. Игра с кубиком. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества звуков в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.
12. Слово – загадка. На доске пишется первая буква слова, вместо остальных букв ставятся точки. Если слово не отгадано, записывается вторая буква слова и т.д. Например: п………. (простокваша)
13. Составить графическую схему предложения.
________________ предложение
________ _______ слова
____ ___ ___ ___ слоги
. . . . . . . . звуки
14. Назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке: нос – сон, кот – ток, сор – рос, топ – пот.
15. Вписать буквы в кружки. Например, вписать в данные кружки третью букву следующих слов: рак, брови, сумка, трава, сыр = (комар).
16. Разгадать ребус. Детям предлагаются картинки, например: «курица», «осы», «шуба», «карандаш», «арбуз». Они выделяют первый звук в названиях картинок, записывают соответствующие буквы, прочитывают полученное слово (кошка).
17. Отобрать картинки с определенным количеством звуков в их названии.
18. Какой звук «убежал»? (Крот – кот, лампа – лапа, рамка – рама).
19. Найти общий звук в словах: луна – стол, кино – игла, окна – дом.
20. Назвать слово, произнесенное по отдельным звукам (д,о,м; к,а,ш,а; к,о,ш,к,а).
21. Составить слово из слогов, данных в беспорядке.
Для устранения оптической дисграфии полезны упражнения на развитие зрительной памяти:
22. Игра «Чего не стало?» На столе раскладывают 5-6 предметов, картинок, которые дети должны запомнить. Затем убирается незаметно одна из них. Дети называют, чего не стало.
23. Дети запоминают 4-6 картинок, затем отбирают их среди других 8-10 картинок.
24. Запомнить буквы, цифры или фигуры (3-5), а затем выбрать их среди других.
25. Игра «Что изменилось?». Логопед раскладывает 4-6 картинок, дети запоминают последовательность их расположения. Затем логопед незаметно меняет их расположение. Ученики должны сказать, что изменилось, и восстановить первоначальное их расположение.
26. Расположить буквы, фигуры, цифры в первоначальной последовательности.
При устранении оптической дисграфии необходимо уделять внимание работе по формированию пространственных представлений. Важным является уточнение пространственного расположения фигур, цифр, букв. Детям предлагаются карточки с различными фигурами и задания к ним:
27. Написать буквы справа или слева от вертикальной линии.
28. Положить кружок, справа от него квадрат, слева от квадрата поставить точку.
29. Нарисовать по речевой инструкции точку, ниже – крестик, справа от точки – кружок.
30. Определить правую и левую стороны предметов, пространственные соотношения элементов графических изображений и букв.
На этом этапе одновременно проводится работа по развитию зрительного анализа букв на составляющие элементы, их синтезу, определению сходства и различия между похожими изображениями и буквами.
31. Найти фигуру, букву в ряду сходных. Предлагаются ряды сходных печатных и рукописных букв.
32. Срисовать фигуру или букву по образцу и после кратковременной экспозиции.
33. Сложить из палочек фигуры (по образцу, по памяти).
34. Сконструировать буквы печатного и рукописного шрифта из предъявленных элементов печатных и рукописных букв.
35. Показать правильно изображенную букву среди правильно и зеркально изображенных.
36. Дополнить недостающий элемент фигуры или буквы по представлению.
37. Реконструировать букву, добавляя элемент: из А – Л - Д, К - Ж, З - В, Г - Б.
38. Реконструировать букву, изменяя пространственное расположение элементов букв, например: Р - Ь, И - Н, Н - П, Г - Т.
39. Определить различие сходных букв, отличающихся лишь одним элементом: З – В, Р – В.
40. Определить различие сходных фигур или букв, состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве: Р – Ь, Г – Т, И – П, П – Н.
Большое место при устранении дисграфии занимает работа над уточнением и дифференциацией образов смешиваемых букв. Для лучшего усвоения их соотносят с какими – либо сходными предметами, например, О –с обручем, З –со змеей, Ж –с жуком, П –с перекладиной, У –с ушами и т.д. Используют различные загадки о буквах, ощупывание рельефных букв и узнавание их, конструирование из элементов, из веревки или ленты, срисовывание, изготовление из природного материала.
Различение смешиваемых букв проводится в следующей последовательности: дифференциация изолированных букв, букв в слогах, в предложениях, в тексте.
Для устранения оптической дисграфии полезны задания на формирование пространственных представлений: ориентировка в схеме тела, дифференцирование правых и левых его частей; дифференциация правых и левых частей букв. Очень полезны упражнения на формирование умений подбирать предметы одинаковой величины, сопоставлять части и детали предмета. Даем ученику инструкцию: «Возьми треугольник (квадрат, …), который меньше красного». «Возьми треугольник (квадрат, …), который больше синего».
Хочется отметить, что если педагог проводит эту работу в системе, то она дает положительные результаты. Практика показывает, что у детей после таких тренировок значительно улучшается качество письменной речи и они подготовленными переходят в среднее звено.
Категория: Начальное общее | Добавил: Ольга8625 (21.12.2016) | Автор: Гогова Ольга Викторовна E
Просмотров: 216 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: