Приветствую Вас Гость | RSS
Регистрация | Вход

Темы для Юкоз

Поделиться

Форма входа


Поиск по сайту

НАШИ партнёры:

МЫ ВКонтакте

ОТ ПАРТНЕРОВ:
ЦПМ "ЭВРИКА":

Статистика

Главная » Статьи » Публикации » Основное общее

«Формы взаимодействия школы с родителями»
Классный руководитель 8 Б класса
Слесарева Юлия Владимировна

Каждое хорошее воспитание требует, чтобы дома глаз матери ежедневно и ежечасно безошибочно читал в глазах, на устах и на челе ребенка каждую перемену в его душевном состоянии. Оно в сущности требует, чтобы сила воспитателя была силою отца, оживленною присутствием всей совокупности семейных отношений.
Г. Песталоцци

В условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны, перемен в области просвещения, проблемы взаимодействия семьи и школы являются особенно актуальными. Родители и педагоги – две мощнейшие силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить.
Актуальность исследования заключается в том, что проблема взаимодействия школы и семьи всегда была и остается в центре внимания. Современный учитель, обучающий и воспитывающий школьников, наряду с родителями, становится очень значимым взрослым для ребенка, поэтому от его умения взаимодействовать с семьей учащегося во многом зависит эффективность формирования личности ученика.
Тема:
«Формы взаимодействия школы с родителями»
Цель:
изучить деятельность классного руководителя.
Объектом исследования является процесс деятельности классного руководителя.
Предмет исследования – работа классного руководителя с родителями.
Задачи исследования:
1. На основе анализа педагогической литературы определить функции и основные формы работы классного руководителя с родителями.
2. Проанализировать работу классного руководителя, выявить приоритетные формы взаимодействия с родителями.
3. Сформулировать пути совершенствования работы классного руководителя с родителями.
Основные функции деятельности классного руководителя и способы его общения с родителями
Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье.
Основа взаимодействия классного руководителя и семьи состоит в том, что обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств.
Работа с родителями – неотъемлемая часть системы работы классного руководителя. По своему статусу классный руководитель в школе – основной субъект воспитательной работы с родителями учащихся. Он вырабатывает основную стратегию и тактику взаимодействия школы и семьи в воспитании личности школьника; будучи специалистом в области педагогики и психологии, помогает родителям в разрешении противоречий семейного воспитания, в корректировке воспитательных воздействий окружающей социальной среды. Классный руководитель должен выступать в роли советчика, консультанта-специалиста, непосредственного представителя учебно-воспитательного процесса, осуществляемого школой
Выделяются следующие функции классного руководителя:
1) ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой; Школьные собрания
2) психолого-педагогическое просвещение родителей; Консультации психолога; свободное посещение родителями уроков каждый четверг
3) вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность; Подготовка праздников; совместные родительские собрания; совместный ремонт класса.
4) корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся; Проведение бесед с родителями вызов их в школу или беседа по телефону.
5) взаимодействие с общественными организациями
Экскурсии в ДДУ, пожарную часть, ДК им. Горького п. Ясеновский
Еще одна функция работы школы и классного руководителя с родителями – это корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся.
Первый аспект – оказание психолого-педагогической помощи учащимся (одаренным, проявляющим интерес к каким-либо формам внеурочной деятельности и т.д.).
Другое направление заботы классного руководителя – это оказание родителям психолого-педагогической помощи в решении трудных проблем семейного воспитания.
Последняя функция работы школы с родителями – это взаимодействие с общественными организациями родителей: родительскими комитетами школы и класса, школьными Советами, Советами по месту жительства и т.д. В их компетенцию входит:
 помощи школе и классам в проведении воспитательной работы с учащимися;
 коллегиальное решение отдельных вопросов жизни школы;
 связь с административными и правоохранительными органами;
 участие в работе с родителями учащихся (проведение родительских собраний, конференций; оказание материальной помощи и правовое воздействие на родителей)
Таким образом, можно сказать, что данные функции способствуют созданию нормальной воспитывающей среды для организации школьного воспитательного процесса.
Что касается основных способов общения родителей и классных руководителей, я использую следующие способы взаимодействия:
• организация родительских конференций, собраний, индивидуальных встреч родителей и учителей;
• организация работы телефонной линии, по которой родители могут связаться с учителем или получить консультацию по поводу домашнего задания и способов его выполнения;
• использование средств телекоммуникации и регулярной почты;
• разработка домашних заданий, в ходе выполнения которых дети должны обсудить с родителями то, что происходит в школе, или подготовить совместно с ними исследовательский проект;
• проведение неформальных встреч родителей, детей, и учителей( праздники и т.д.)
• уважительное общение с учетом культурной, религиозной и этнической принадлежности
Таким образом, можно сказать, что в основе работы моей с семьями являются действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Должно быть доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании. Психологически родители готовы поддержать все требования, дела и начинания школы. Даже те родители, которые не имеют педагогической подготовки и высокого образования, с глубоким пониманием и ответственностью относятся к воспитанию детей. От согласованности действий школы и семьи зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Школа обязана помочь родителям, став для них центром психолого-педагогического просвещения и консультирования – организуя при школе родительские университеты, лектории, конференции, семинары, объединения родителей.
Формы работы с родителями
Индивидуальные
Групповые
Коллективные




• посещение на дому;
• приглашение в школу;
• индивидуальные консультации педагога;
• переписка;
• родительский лекторий;
• тематические консультации;
• классные детские мероприятия;
• родительские вечера.
• классные родительские собрания;
• общешкольные родительские собрания;
• дни открытых дверей;
• концерты;
• выставки учебных работ;
• творческие отчеты.

3.1.Индивидуальные формы.
1. Посещение семьи на дому.
Посещая учащихся на дому, выясняются условия семейного воспитания. В период с 5 класса были посещены все семьи и обследованы многодетная семья Гулян Мареты. В семье 4 детей, оба родителя работают. Девочка Марета, полу сирота (умер папа), у мамы 2 брак. Отношение к ребенку хорошее, девочка обеспечена всем необходимым. Она является инвалидом детства по зрению. Ребенок получает помощь.
Посещение семьи
Родители заранее предупреждаются о приходе.
При посещении учащегося на дому соблюдаются следующие правила:
• проявлять высокий такт в разговоре с родителями, всегда начинать с похвалы и комплиментов;
• исключать жалобы на ученика, говорить о проблемах, подсказывать пути их решения;
• беседовать в присутствии учащегося, только в исключительных случаях требовать конфиденциальной встречи;
• не предъявлять претензий к родителям;
• всячески подчеркивать свою заинтересованность судьбой воспитанника;
• советы и рекомендации давать ненавязчиво, взвешивать уровень своих требований и возможности семьи;
• договариваться о конкретных совместных делах;
• не давать беспочвенных обещаний, быть крайне сдержанным в сложных случаях, выражать осторожный оптимизм.
2. Приглашение в школу.
Приглашение записываем в дневник по поводу вручения родителям благодарности за победу их детей в конкурсах.
Мезенцева София за 2 место в международном конкурсе
Сиротенко Валерия за 2 место в всероссийском конкурсе
Зверев Максим за 2 место в международном конкурсе
Инесса Мирошниченко за 2 место в спортакиаде.

3. Индивидуальные консультации педагога.
Это одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Беседа проводятся по мере необходимости, часто по инициативе родителей. В процессе бесед с родителями в неофициальной обстановке выясняются необходимые для профессиональной работы сведения (особенности здоровья ребенка; его увлечения, интересы; поведенческие реакции; особенности характера; мотивации учения и т.д.).
4. Переписка.
В работе с родителями переписка используется довольно широко. Особенно часто эта форма работы применяется к тем родителям, которые не в состоянии часто посещать школу, много работают или очень далеко живут.
1) В интернете происходит переписка с Гребенченко Галиной Алексеевной. Мама не может посетить школу т.к. работает на 2 работах и не имеет возможности. Папа с семьей не проживает второй год. Беседа с мамой по поводу отвержения Насти коллективом. Проведена работа (беседа), в ходе которой дети указали на ошибки Насти в общении с детьми. Девочка пересмотрела свое поведение и нашла общий язык с классом.
2) Беседа с мамой Мельникова Кирилла по телефону. Ребенок не внимает замечания учителей, систематически не выполняет задания и срывает уроки. Мама защищает сына и не видит проблем в его поведении. Ребенок манипулирует своим здоровьем и словесно угрожает нанести вред своему здоровью и даже жизни и этом обвинить всех учителей, которые не идут на условия. На этого ребенка ведется отдельная папка бесед. С Кириллом ведет работу психолог. Ребенок не успевает в учебе по причине негативного отношения к учителям. Маму вызывали в школу, но она не является.
3) Воробьев Константин не успевает по всем предметам. Имеет 5 двоек, плохое поведение, регулярно пропускает школу. Родители по вызову в школу не являются. Беседа происходит по телефону. Мама и папа Кости не принимают ни каких мер. За пропущенные уроки ребенок приносит справки и объяснительные от родителей.
3.2.Групповые формы.
1. Родительские лектории.
Задачи лектория многообразны: познакомить родителей с системой коррекционно-воспитательной работы в школе, дать практические советы и рекомендации по воспитанию ребенка в семье и т.д.
Примерная тематика родительских лекториев на учебный год.
Январь - “Причины возникновения осложнений во взаимопонимании”.
Февраль - “Своеобразие развития детей”.
Март - “Некоторые пути развития детей”.
Апрель - “Особенности поведения учеников старших классах ”.
Май - “Организация свободного времени детей в период каникул”.
Сентябрь - “Трудовая деятельность - основа воспитания детей. Воспитание у детей потребности трудиться”.
Октябрь - “Формирование у учащихся санитарно-гигиенических навыков”.
Ноябрь - “Внимание школьников. Пути повышения уровня внимания”.
Декабрь - “Совместная работа семьи и школы в преодолении ребенком трудностей, испытываемых при изучении материала”.
Такая планомерная и целенаправленная дает возможность родителям глубже изучить индивидуальные психофизические особенности детей, выявить источники отклонения от норм поведения, более правильно подойти к решению педагогических задач, использовать рекомендованные формы и методы для их решения.
2. Тематические консультации.
Тематические консультации рекомендуется проводить 1 раз в четверть для всех желающих. Их проводят специалисты, которые могут помочь найти оптимальный вариант решения конкретной проблемы. Это социальный педагог, психолог, представитель правоохранительных органов и т.д.
Тематика консультаций для родителей.
I четверть “Режим дня и его значение для учащихся” (школьный врач)
II четверть “Курение и статистика” (школьный врач)
III четверть “Плохая память. Как ее развить?” (школьный психолог)
IV четверть “Трудный ребенок. Какой он?” (представитель из детской комнаты милиции)
Консультации проводятся по желанию родителей в любое для них удобное время.
4. Классные детские мероприятия.
В течение учебного года внутри класса обычно проводятся различные мероприятия ( приуроченные к каким-либо праздникам и т.д.).
Подобные мероприятия способствуют сближению детей между собой, налаживанию контакта.


3.3Коллективные формы.
1. Научно – практическая родительская конференция – форма сочетания пропаганды педагогических знаний с практическим передовым опытом семейного воспитания. Их организаторами выступают родительский комитет и актив класса. Это могут быть заседания, посвященные отдельным воспитательным проблемам.
Конференции проводятся 1 – 2 раза в год, так как требуют тщательной подготовки. Ход конференции обсуждается на родительском комитете: продумывается план, выявляются семьи, чей опыт воспитания достоин распространения.
Успех конференций зависит от самостоятельной работы родителей по анализу литературы, осмыслению и обобщению своего опыта, умения на основе критических знаний оценивать воспитательный процесс, увидеть возможность совершенствования форм и методов сотрудничества с детьми.
Условиями успешного проведения родительских конференций являются следующие:
• актуальность, значимость и доступность предложенной темы;
• тщательная предварительная подготовка (тема и план представляются родителям за 2 – 3 недели до проведения, указывается рекомендованная литература);
• организация консультаций в период подготовки по отбору материала, его систематизации, анализу, подготовке выступлений;
• создание благоприятного эмоционального климата во время проведения конференции, характеризующегося общей заинтересованностью, откровенностью разговора.
В 2016 году состоялись 2 родительские конференции в сентябре по поводу бесплатного питания детей начальной школы и платных порций для старшей школы. В октябре темой конференции была обсуждение формы школьников.

Примерные темы для совместного обсуждения на конференции:
• «Основы построения общения с ребенком»
• «Права и обязанности ребенка в семье»
• «Стили и методы воспитания ребенка в семье»
• «Психология ребенка»
• «Особенности адаптации ребенка в школе»
• «Предупреждение правонарушений несовершеннолетних» и др.
Наиболее распространенной формой работы с родителями является классное родительское собрание. Главным ее предназначением является согласование, координация и интеграция усилий школы и семьи в создании условий для развития личности ребенка.
На собрании обсуждаются проблемы жизни класса и родительского коллектива. По тем конкретным задачам, которые решаются на собраниях, их можно разделить на несколько видов:
1. Организационные собрания (выбор классного родительского комитета; Мезенцева Оксана Викторовна, Гребенченко Галина Алексеевна, Агапова Анна Геннадиевна. Родительский комитет был выбран на первом родительском собрании 24 октября.
2. Аналитические собрания (ориентированные на разрешение возникающих проблем педагогического просвещения родителей).
3. Итоговые собрания (направленные на подведение итогов работы класса за определенный период времени: четверть, полугодие, год).
Второе родительское собрание состоялось 20 декабря
4. Комбинированные собрания (включающие в себя задачи всех предыдущих видов собраний). Практика свидетельствует о том, что этот вид собраний наиболее часто встречается в работе классных руководителей.

Семь правил успешного проведения родительского собрания

1. Уважайте!
2. Помогайте!
3. Объясняйте!
4. Доверяйте!
5. Учитесь!
6. Спрашивайте!
7. Благодарите!

Важно!
1. Говорите о проблеме, а не о персоналиях.
2. Отмечайте успехи и резервы. Никаких обсуждений конкретного ребенка. Если хвалите, то всех – за что – нибудь.
3. Классный руководитель не диктует правильное решение, а стимулирует к его поиску коллектив родителей.
Правила поведения классного руководителя на родительском собрании.
1. Снять собственное напряжение перед встречей с родителями.
2. Дать родителям почувствовать ваше уважение и внимание.
3. Убедить родителей в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.
4. Постараться понять родителей, правильно определить наиболее волнующие проблемы.
5. Словом и делом помочь родителям находить оптимальные пути и способы решения проблемных ситуаций, формировать у них уверенность в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на вашу поддержку и помощь других учителей.
6. Разговаривайте с родителями спокойно, доброжелательно, заинтересованно. Важно, чтобы родители всех учеников (и благополучных и «сложных») ушли с собрания с верой в своего ребенка.
Таким образом, все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с родителями призваны наладить взаимодействие между школой и семьей, повысить эффективность процесса воспитания детей с нарушениями интеллекта в семье и школе.
Категория: Основное общее | Добавил: Юля1929 (17.01.2017) | Автор: Юлия E
Просмотров: 260 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: