Приветствую Вас Гость | RSS
Регистрация | Вход

Темы для Юкоз

Поделиться

Форма входа


Поиск по сайту

НАШИ партнёры:

МЫ ВКонтакте

ОТ ПАРТНЕРОВ:
ЦПМ "ЭВРИКА":

Статистика

Главная » Статьи » Публикации » Основное общее

Права ребенка в семье классный час
Слесарева Ю.В,
классный руководитель 8б класса

Права ребенка в семье
классный час

Цель:
 формирование правовой культуры учащихся;
 знакомство с правами ребёнка в семье;
 побуждение детей задуматься над проблемами сверстников, нуждающихся в помощи;
 отработка умения высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения.

Учитель. Сегодня мы с вами поговорим о ваших правах в семье, совершим путешествие по стране Законы.
Итак, всем маленьким гражданам государство гарантирует:
 право жить и воспитываться в семье;
 знать своих родителей (насколько это возможно);
 право на заботу и на воспитание своими родителями (а при их отсутствии — другими ответственными за это лицами);
 право на обеспечение своих интересов, всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства;
 право на общение со своими родителями (независимо от того, проживают они совместно или нет) и другими родственниками;
 право на защиту своих прав и интересов;
 право на получение содержания;
 право собственности на принадлежащее им имущество.
Закон непосредственно не устанавливает каких-либо обязанностей самих несовершеннолетних детей. Но это не значит, что дети могут все получать от родителей, а сами не принимать никакого участия в жизни семьи. Подобное пове¬дение не отвечает моральным, нравственным представлениям. Дети должны в меру своих возможностей помогать в домашней работе, присматривать за младшими братьями и сестрами, заботиться о престарелых членах семьи и т.д.
А еще вы должны выполнять те простые требования, которые в ваших же интересах предъявляют вам родители (хорошо учиться, убирать свою комнату и т.п.).
Все права несовершеннолетних гарантированы Конституцией и другими законами Российской Федерации. А на международном уровне их поддерживает Конвенция о правах ребенка. И она говорит, что детей необходимо оберегать от следующих посягательств:
 произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь или посягательства на честь и достоинство;
 всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребле¬ния, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации;
 экономической эксплуатации и выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию;
 бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания;
 всех других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка.
Таким образом, любой ребенок в нашей стране и во всем мире должен быть защищен от всех негативных воздействий — как физических, так и нравственных.

1-й ученик: Право жить и воспитываться в семье.
— Самое первое и самое простое правило: для полного и гармоничного развития детям необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания.
Заботливые папа и мама, дедушки и бабушки, уютный дом — идеальная среда для развития любого маленького человечка. Конечно, детдомовским этого очень недостает... Но они хотя бы не страдают от отсутствия нормального воспитания, еды и крыши над головой. А взрослея, становятся полноценными членами общества: все дороги и пути открыты, если есть образование и стремление жить лучше.
Согласно статье 51 Семейного кодекса каждый ребенок, насколько это возможно, имеет право жить и воспитываться в семье.
Страшнее, когда дети сознательно (как им кажется) бросают свои дома и становятся безнадзорными. Свобода дурманит недолго. Необходимость заниматься попрошайничеством, чтобы не голодать, или того хуже — питаться с помойки, воровать, скитаться по вокзалам и грязным подвалам не может привести ни к чему хорошему. Такие дети часто начинают принимать алкоголь, курить, а в итоге теряют здоровье, навсегда отстают от своих сверстников в умственном развитии... Хорошо, если в какой-то момент бродяжку задержит милиционер и передаст туда, где о нем смогут позаботиться: отмыть, одеть, накормить. Иначе судьба ребенка может стать совсем печальной.
— А если он сбежал из дома не просто так? Если ему там было очень плохо? — Если причины были существенными: например, мама и папа выпивали, скандалили между собой, применяли физическое насилие, по суду их должны лишить родительских прав, а ребенка отдать в приемную семью или детский дом. Ему там в любом случае будет лучше.

2-й ученик: Право ребенка на имя, отчество и фамилию.
— Следующее право, которое есть у всех, — это право на имя, отчество и фамилию.
Родители сразу после рождения малыша решают, как его назвать. Делают они это самостоятельно, договариваясь между собой. Отчество присваивается по имени отца. Фамилия определяется фамилией мамы и папы. Если у родителей они разные, то от их воли зависит, какую фамилию будет носить ребенок.
Каждый ребенок имеет право на имя, отчество фамилию (статья 58 Семейного кодекса).
Если же мама с папой не приходят к соглашению — возникшие разногласия может разрешить орган опеки и попечительства.
— А если родители решат дать своему ребенку совсем ужасное имя — Фекла, например, или Васисуалий? — Или фамилия у них смешная — Дураковы какие-нибудь?
В любом случае нельзя потешаться над человеком из-за его фамилии. Это стыдно и не по-взрослому. Фамилия — часть истории семьи, и хотя бы поэтому ею нужно гордиться.
С другой стороны, изменить ее, а также собственное имя при желании никто не запрещает.
До четырнадцати лет за детей это делают родители. Согласно пункту 1 статьи 59 Семейного кодекса они вправе обратиться с соответствующим заявлением в орган опеки и попечительства. Причины могут быть самые разные: неблагозвучность, трудность произношения и т.п. В любом случае при принятии решения будут учитываться интересы ребенка. Поэтому, если вам уже исполнилось 10 лет, без вашего согласия не обойтись.
А по достижении четырнадцати лет вы вправе уже сами обратиться в орган записи актов гражданского состояния и изменить свою фамилию, имя и даже отчество.

3-й ученик: Право ребенка выражать свое мнение.
Семейный кодекс устанавливает, что вы вправе выражать свое мнение по любым вопросам, которые затрагивают ваши интересы.
Это право предусмотрено статьей 12 Конвенции о правах ребенка. Она говорит о том, что дети могут формулировать собственные взгляды и свободно их выражать. Более того, им необходимо уделять должное внимание в соответствии с возрастом ребенка и его зрелостью.
В частности, несовершеннолетнему предоставляется возможность быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства, которое напрямую его касается.
Мнение ребенка должно учитываться при разрешении судом следующих вопросов:
 спора о том, с кем он будет проживать при разводе родителей;
 спора по иску мамы и папы о возврате им детей (в случае, если кто-либо незаконно удерживает ребенка у себя);
 спора по иску родственников ребенка об устранении препятствий к общению с ним;
 оспаривание записи об отцовстве в органах загс;
 разрешение вопросов, касающихся семейного воспитания детей, их образования, выбора образовательного учреждения, формы обучения.
Учет мнения ребенка, достигшего 10 лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Например, вредит здоровью, ухудшает бытовые условия жизни и т.д.
Каждый ребенок имеет право выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, который затрагивает его интересы (статья 57 Семейного кодекса).
При несогласии с мнением ребенка суд или другие органы обязаны обосновать, по каким причинам решение было принято вопреки его желанию.
В ряде вопросов (также начиная с 10 лет) без согласия ребенка просто не обойтись. Например, это касается вопросов:
 о его усыновлении;
 об изменении его имени, фамилии, отчества;
 о восстановлении родителей в родительских правах.
То есть, если я хочу стать певицей, а не врачом и не скрипачкой, как мечтают мои родители, я могу это сделать. Конечно, родители вряд ли посоветуют тебе плохое. Их жизненный опыт многое значит. И все-таки окончательное решение — за тобой.

4-й ученик: Право на общение с родителями и другими родственниками.
— Помимо прочего, Семейный кодекс гарантирует детям право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами, и другими родственникам. И расторжение брака мамы с папой либо раздельное их проживание на это никак не влияют.
— А если мама с папой живут в разных странах? Тогда можно разговаривать по телефону, писать письма или пользоваться Интернетом.
Далее если ты живешь с бабушкой, пока мама работает в Париже, а папа путешествует по Африке, никто не вправе запретить тебе поддерживать с ними связь (статья 55 Семейного кодекса).
— Препятствий к реализации этого права может быть только два. Во-первых, когда общение с тем или иным родителем либо родственником опасно. Во-вторых, если бабушка или дедушка, тетя или дядя (к примеру) сами не желают знать и видеть своего внука или племянника либо он не желает знать и видеть их. Общение с ребенком является обязанностью исключительно родителей, для других родственников это право, но не обязанность.
Естественно, больше всего человек нуждается в поддержке со стороны близких, когда находится в экстремальной ситуации. К таким ситуациям относятся задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в лечебном учреждении.
Поэтому, например, если ребенок попал в больницу, то папа, мама или другой член семьи имеют возможность находиться вместе с ним в лечебном учреждении.
«Сто лет одиночества» в больнице тебе не грозят. Близкие обязательно будут тебя навещать.

5-й ученик: Право на частную жизнь и личную тайну.
— У каждого человека может быть ряд тайн, которые находятся под защитой закона. Одна из таких тайн – тайна усыновления. Но есть и другие охраняемые «секреты».
Для начала представим себе такую, почти фантастическую ситуацию. Твой папа — не просто папа, а известный на всю страну певец. Настоящая звезда.
И не только за ним, но и за тобой повсюду следуют папарацци. Вначале это может забавлять. Однако очень скоро столь навязчивое внимание будет вызывать лишь раздражение. За тобой словно охотятся. Стоит папе подарить тебе мотоцикл - и вот ты уже на первых страницах всех газет: «Маленький Вася Пупкин со своей новой забавой» . Ты вынужден прятаться, скрывать друзей, избегать людных мест. Конечно, многое компенсирует твое огорчение, к тому же многие звезды сами хотят, чтобы их фамилия чаще мелькала в средствах массовой информации (газетах, журналах, телевидении). Но то, что называется «частная жизнь», обычный покой обычных людей, ты начнешь ценить как истинное сокровище. Сходить с подружкой в кино, мирно погулять по парку... И зачем об этом кому-то знать, кроме тех, кому ты сам решишь довериться?..
В Конституции Российской Федерации прописано, что каждому гражданину гарантируется право на частную жизнь и личную тайну. Ну, а читать чужие письма и дневники просто некрасиво. Хотя мамой, решившейся на такой шаг, безусловно, движут добрые чувства. Она хочет больше знать, чтобы иметь возможность помочь советом, защитить от опасности, мнимой или реальной.
Может быть, ей просто не хватает доверия с твоей стороны?..
В конце концов, Конституция гарантирует каждому право на неприкосновенность частной жизни. И собирание или распространение сведений, составляющих личную или семейную тайну человека, без его согласия запрещено под страхом уголовного наказания. Согласно статье 137 Уголовного кодекса виновный в данном преступлении может быть подвергнут штрафу или даже аресту на срок до четырех месяцев.

6-й ученик: Имущественные права ребенка.
— Все, о чем мы говорили раньше, относится к нематериальным правам. Но ведь вы, дети, можете иметь и собственное имущество. Давайте разберемся.
Во-первых, вы являетесь хозяевами ваших личных вещей (игрушек, одежды, книжек и т.д.), пусть и купленных на средства родителей. Это не значит, что можно безалаберно к ним относиться: с одной стороны, вы вредите самим себе, с другой — мама с папой могут рассердиться и какое-то время вообще ничего сверх самого необходимого вам не покупать.
Во-вторых, вы имеете право на получение содержания от своих родителей. Никто не может требовать лишнего, но кушать, одеваться, получать образование нужно каждому ребенку. И мама с папой должны позаботиться об этом.
В-третьих, вам принадлежит то, что вы купили на деньги, заработанные личным трудом, а также то, что вам подарили либо передали в наследство. Это могут быть как весьма скромные вещи, представляющие ценность только в вашем восприятии, так и более значимое в материальном мире имущество — дома, акции, крупные суммы денег. Вот только распоряжаться им будут до определенного возраста (по общему правилу— вплоть до совершеннолетия отпрыска) родители либо иные законные представители. Естественно, делать они это должны строго в соответствии с его интересами.
Если мама не разрешает тебе пользоваться ее духами или папа не хочет, чтобы ты брал в руки его коллекцию старинных монет, — это их право.
Ведь это их личные вещи. Так же как у тебя есть свои (статья 60 Семейного кодекса).
Все эти права в большей степени описываются Гражданским кодексом, нежели Семейным.
Однако в последнем четко указывается: дети и родители не имеют права собственности на имущество друг друга. Вместе с тем, если проживают совместно, то могут по взаимному согласию пользоваться тем, что находится в доме. Подобные отношения всегда строятся на доверии и традициях, принятых в конкретной семье.

Учитель: Как защитить свои права?
Итак, мы перечислили все права, которыми в стране Законии и в реальной жизни обладают дети. Но что делать, если эти права нарушаются?.. Случалось ли вам встречаться с нарушением своих прав?
Класс делится на 4 группы. Каждая группа получает карточку с ситуацией и анализирует её.
Ситуация 1. Родители Васи часто выпивали, а когда у них заканчивались деньги, они заставляли его идти на улицу и просить милостыню. Если мальчик возвращался домой без денег, родители били его и говорили, что он обуза для них. Соседке, которая видела это, стало жалко Васю, и она рассказала все участковому милиционеру. На все вопросы родители отвечали, что так они воспитывают у Васи чувство долга и готовят его к взрослой трудной жизни, и вообще, это ребенок их, и они воспитывают его как хотят.
Вопрос. Нарушаются ли здесь права ребенка? Оцените действия родителей.
Ситуация 2. Света всегда приходила в школу в рваных кроссовках, в старой куртке она ходила весь год. У нее не было тетрадей, а ручку ей подарила одноклассница. На вопрос учителя, почему она не носит школьные принадлежности, она ответила, что их нет, мама с папой ничего не покупают, все тратят на водку. Тогда учительница пошла вместе со Светой к ней домой, чтобы поговорить с родителями. От них она услышала, что у них нет денег на «побрякушки», которые хочет их дочь.
Вопросы. Нарушаются ли здесь права ребенка? Какие? Оцените действия родителей.
Ситуация 3.
Крики двухдневного малыша привлекли внимание уборщика на Курском вокзале в Москве. Малыш — девочка, одетая в теплые вещи, — лежал в картонной коробке на улице перед входом в вокзал. В коробке нашли записку: «Пожалуйста, позаботьтесь обо мне». Милиция обратилась по радио с предложением к родителям девочки прийти в опорный пункт милиции и заявить о себе, а также вызвала врачей.
Вопросы. Откликнутся ли родители на призыв милиции забрать ребенка? Если нет, то кто должен позаботиться о девочке? Куда ее отдадут?
Ситуация 4.
Косте 11 лет, у него брат и сестра, которых он очень любит. Он старший среди них, но по каким-то причинам его мать и отчим обращаются с ним не так, как с остальными детьми.
Костя все время один. Он никого не видит и ни с кем не разговаривает. Он не может позвать своих друзей или крикнуть им из окна, так как оно забито доской. В комнате только лампа, кровать и стол. Когда Костя заканчивает делать уроки, лампу забирают, и он остается в темноте. Отчим никогда его не навещает и не разговаривает с ним. А когда Костя попытался пожаловаться матери, отчим его избил.
Так с ним обращаются каждый день в течение года. У Кости нет праздников: ни дня рождения, ни Нового года.
Однажды утром Костя пришел в школу, и классный руководитель увидел у него на лице кровоподтек. Сначала Костя не хотел ничего объяснять, но потом, во время перемены, он рассказал учителю о происходящем в его доме.
Классный руководитель сказал Косте, что ему давно нужно было все рассказать, чтобы школа могла его защитить. Нужно было срочно что-то сделать для Кости.
Вопросы.
1. Если бы вы случайно узнали о том, как обращаются с Костей, как бы вы поступили?
2. Как было бы лучше всего поступить Косте с самого начала?
3. Выразите своё отношение ко всем членам семьи Кости: отчиму, матери, сестре и брату. Кто будет отвечать по закону?

Учитель. Согласно статье 56 Семейного кодекса защитить интересы ребенка в таком случае могут родители либо государственные органы: органы опеки и попечительства, прокуратура, суд.
Родители, естественно, в первую очередь, поскольку они являются законными представителями своих детей и действовать могут без специальных полномочий и доверительных бумаг. Соответственно, если ребенок устроен в детский дом, защищать его права и законные интересы будет администрация учреждения.
Вместе с тем каждый несовершеннолетний должен знать, что может и сам (без ведома мамы и папы или лиц, их заменяющих) обращаться в уполномоченные органы. Гарантия такого права необходима в целях защиты ребенка от всякого рода злоупотреблений со стороны родителей, которые недобросовестно, а порой и во вред ребенку исполняют свои обязанности по его содержанию и воспитанию. Органы опеки и попечительства обязаны выслушать несовершеннолетнего, ознакомиться с его просьбой и принять необходимые меры для помощи.
С просьбой о защите своих прав ребенок может обратиться также в любое учреждение, занимающееся социальным обслуживанием несовершеннолетних: социальный приют для детей и подростков, центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, центр экстренной психологической помощи по телефону и т.д. Ребенок сам также может обратиться за защитой и к прокурору.

Литература:
1. Астахов П.А. Я и семья / П.А. Астахов. - М: Эксмо,2009.
2. Классные часы. 5-6 классы / авт. – сост. Т.В, Шепелева и др. – 2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008.
3. Суворова Н.Г. Методическое пособие по курсу «Основы правовых знаний». – М: Вита–Пресс, 2000.
Категория: Основное общее | Добавил: Юля1929 (17.01.2017) | Автор: Юлия E
Просмотров: 187 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: