Приветствую Вас Гость | RSS
Регистрация | Вход

Темы для Юкоз

Поделиться

Форма входа


Поиск по сайту

НАШИ партнёры:

МЫ ВКонтакте

ОТ ПАРТНЕРОВ:
ЦПМ "ЭВРИКА":

Статистика

Главная » Статьи » Публикации » Основное общее

Дыхание
Строение и функции органов дыхания. Этапы дыхания. Легочные объемы.
Эпиграф урока: “Пока дышу, надеюсь”
(Dum spiro, spero)
Овидий – римский поэт
Цель урока: Создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации (органы дыхательной системы человека) средствами критического мышления.
Задачи урока:
• Образовательные:
o дать понятие значения дыхания как процесса, необходимого для жизни
o изучить особенности строения органов дыхания в связи с их функциями;
o раскрыть сущность процесса дыхания, его значение в обмене веществ;
o выяснить механизмы голосообразования;
• Развивающие:
o продолжить формирование основ гигиены (правила гигиены дыхания);
o развивать у учащихся умение применять полученные знания в жизни;
o решать проблемные и интеллектуальные задачи.
• Воспитательные:
o воспитывать бережное отношение к своему организму, к своему здоровью, к здоровью окружающих;
Оборудование: презентация «Строение и функции органов дыхания», мультимедийное учебное пособие, тесты и информационные карты на столы (приложения),сообщения.
Тип урока: изучение нового материала.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Ещё в древности дыхание считали первопричиной жизни. Поговорка “Это нам нужно как воздух” доказывает это. Люди заметили, что без воздуха человек гибнет через несколько минут, самое большее через 6 минут (Слайд 1). А сколько времени вы сможете не делать вдоха. На счёт 3 я засекаю время. Не прошло и минуты, а мы многое дали бы, чтобы сделать вдох.
Вопрос: Но для чего мы дышим? Какое значение для нас, как, впрочем, для любого живого организма, имеет дыхание? Дыхание – самая драгоценная и оберегаемая «ниточка», от которой зависит наше земное существование. Ребята, о чем пойдет речь сегодня на уроке? Верно о дыхании.
Фронтальный опрос:
1) Для чего организму необходим кислород? (Кислород участвует в химических процессах расщепления сложных органических веществ, в результате которых выделяется энергия, необходимая для поддержания жизнедеятельности организма, его роста, движения, питания, размножения и т.д. 6 кл.)
2) Что называется дыханием? (Дыхание - это поступление в организм кислорода и выделение углекислого газа. 6 кл.)
3) Где образуется и накапливается энергия в клетке? (Митохондрии - органоиды, основной функцией которых является окисление органических соединений, сопровождающиеся высвобождением энергии. Эта энергия идет на синтез молекул аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ), которая служит как бы универсальным клеточным аккумулятором.)
4) Как связаны обмен веществ и дыхание? (Дыхание - это часть обмена веществ, при которой происходит газообмен между организмом и внешней средой: кислород поступает в организм из внешней среды, а углекислый газ удаляется из организма. 8кл.)
5) Каково назначение органов дыхания? (Органы дыхания насыщают кровь кислородом и удаляют из крови углекислый газ. 6 кл)
6) Какие органы дыхания у животных вам известны? (Жабры, трахеи, легкие)
7) Зависят ли строение дыхательной системы от среды обитания животных?
8) Можно ли предположить, что дыхательная система человека и млекопитающих животных имеет схожее строение? Ответ обоснуйте.
9) Какое участие в дыхании принимает кровеносная система? (Кровь выполняет транспортную функцию.)
Тема урока «Строение и функции органов дыхания. Этапы дыхания. Легочные объемы».
Запишите тему урока (слайд 2) в ваших информационных картах.
Целеполагание
Я предлагаю вам следующее задание: Выберите из задач, перечисленных в информационной карте задачи наиболее значимые на сегодняшнем уроке.
• овладеть содержанием темы: сформировать знания об особенностях органов дыхания в связи с выполняемыми функциями;
• проявить и развить свои способности (назвать их);
• воспитывать бережное отношение к своему организму;
• развивать умение слушать друг друга;
• приобретение веры в себя, в свои потенциальные возможности;организовывать анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
• задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений,
• обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме.
Учащиеся выбирают из перечня свои задачи, выделяют их кружком. Несколько учащихся озвучивают.
Учитель:
Давайте посмотрим, какие задачи стоят перед нами сегодня на уроке (слайд 3). Если ваши задачи совпали, запишите себе балл в таблицу результатов.
(Учитель вместе с классом обсуждает данный вопрос и переходит к сообщению целей урока, подводит к нужным выводам.)
Сообщение 1. Еще древнеримский ученый Анаксимен, наблюдая за дыханием животных и человека, считал воздух условием и первопричиной жизни. Великий врач Древней Греции Гиппократ называл воздух «пастбищем жизни». Люди долго не знали, что для дыхания одного человека в герметически закрытом помещении требуется не менее 2 кубических метров воздуха на 1 час. Люди не раз гибли, находясь в наглухо закрытых помещениях. Так, в 1846 году на судне «Мери Сомс» погиб батальон солдат, укрывшихся в трюме во время шторма, хотя судно осталось абсолютно невредимым.
Учитель: А чтобы не попасть в такие ситуации, нам помогут знания, которые мы получим, изучив материал этого урока. Как много в жизни и состоянии человека связано с дыханием – и состав крови, и движение, и чувство, и ум!
– что вы понимаете под термином дыхание? Запишите недостающие слова в определении предложенным вам в информационной карте.
(слайд 4) запись термина в информационной карте сверяют с определением на слайде 4.
– что вы понимаете под термином органы дыхания (слайд 4) запись термина в тетрадь.
(Ученикам предлагается дать определение процесса дыхания. Правильность определения сверяют с информацией полученной из видеофрагмента)
Основные термины:
Дыхание – это совокупность физиологических процесс, включающих газообмен между организмом и окружающей средой и сложную цепь биохимических реакций.
Органы дыхания – специализированные органы для газообмена между организмом и окружающей средой.
Значение дыхания:
1. Обеспечение организма кислородом и использование его в окислительно-восстановительных реакциях.
2. Образование и удаление из организма углекислого газа и некоторых конечных продуктов обмена веществ: паров воды, аммиака и др.
3. Окисление (распад) органических соединений с высвобождением энергии, необходимой для физиологических функций организма.
Сверь данные определения со слайдами, если допустил ошибки – исправь их, если совпали – засчитай себе балл в таблицу результатов.
Формула окисления: Органические вещества + кислород = углекислый газ + вода + энергия.
Вывод: Мы дышим ради получения энергии. Таким образом, кислород – основа жизнедеятельности организма.
Внимание! Энергия необходима для жизнедеятельности организма: вы слушаете, смотрите, пишите. Я говорю, двигаюсь – на всё затрачивается энергия.
Учитель: Итак ребята, давайте подумаем, а какие функции будут выполнять органы дыхания в организме? А у всех ли живых организмах органы дыхания одинаковы? Давайте вспомним. (Совещание в парах 1минуту. Далее запись в тетрадь). (Слайд 6).
Учитель: Внимание, на слайде 6 представлен филогенез дыхательной системы. Послушаем сообщение.
Сообщение 2. У водных животных (рыбы) имеется жаберный аппарат, являющийся производным карманов глотки. Жаберные щели развиваются у всех позвоночных, у наземных они существуют лишь в эмбриональном периоде. Многие рыбы дополнительно к жаберному дыханию имеют кишечное дыхание. При заглатывании воздуха кровеносные сосуды кишки всасывают кислород. К добавочным органам относится и плавательный пузырь, который сообщается с пищеводом. Легкие происходят от парных многокамерных плавательных пузырей, подобно таким, которые встречаются у двоякодышащих рыб. Эти пузыри, так же как легкие, снабжаются кровью 4 жаберными артериями. Таким образом, плавательный пузырь первоначально из дополнительного органа дыхания у водных животных превратился в основной орган дыхания у наземных.
Эволюция легких и заключается в том, что в простом пузыре возникают многочисленные перегородки и полости для увеличения сосудистой и эпителиальной поверхности, которая и контактирует с воздухом. Легкие обнаружены в 1974 г. у самой крупной рыбы Амазонки Арапаймы, являющейся строго легочнодышащей. Жаберное дыхание у нее только первые 9 дней жизни. У амфибий, пресмыкающихся легкие развиты еще плохо, так как имеют малое число альвеол. У амфибий кроме лёгких, кожа выполняет функцию добавочного органа дыхания.
У птиц легкие малорастяжимы и лежат на спинной части грудной полости, не покрытые плеврой. Бронхи сообщаются с воздушными мешками, находящимися под кожей. Во время полета птицы за счет сжатия воздушных мешков крыльями происходит автоматическая вентиляция легких и воздушных мешков. Существенным отличием легких птиц от легких млекопитающих является то, что воздухоносные пути птиц заканчиваются не слепо, как у млекопитающих, альвеолами, а анастомозирующими воздушными капиллярами.
У всех млекопитающих в легких дополнительно развиваются ветвления бронхов, сообщающихся с альвеолами. Только альвеолярные ходы представляют остаток легочной полости амфибий и пресмыкающихся. У млекопитающих, помимо образования долей и сегментов, в легких произошло обособление центрального дыхательного пути и альвеолярной части (обратите внимание на слайд 9.) Особенно значительно развиваются альвеолы. Например, площадь альвеол у кошки — 7 м, а у лошади — 500 м2.
II. Строение органов дыхания
Учитель: Ребята, какие органы дыхания характерны для человека?
Посмотрев видеофрагмент (слайд 7), заполни схему в информационной карте «дыхательная система человека». Сверьте свои схемы со схемой на слайде. Если они неверны исправьте, если ошибок нет – поставьте себе балл в таблицу результатов ( слайд 8).
(Учитель выслушивает ребят)
Учитель: Заполни таблицу «Строение и функции органов дыхания» указав какие функции выполняет носовая полость, гортань, бронхи и трахея, легкие.
Воздухоносный путь начинается с носовой полости (слайд 9). Учащиеся заполняют таблицу «Строение и функции органов дыхания» в информационной карте (слайд 10). Заполнение происходит на основе объяснения учителя, просмотра фрагментов мультимедийного учебного пособия и текста учебника « Биология 8 класс» страница 102-103.)
Вопрос: А зачем человеку нос? Для чего появился нос у человека разумного? Ведь у его предков - человекообразных обезьян- его не было.(Учащиеся просматривают видеофрагмент о значение носовой полости. – слайд 12)
Сообщение 3. Сказанное подтверждается опытом. Кролику ввели в носовую полость трубочку, воздух не соприкасался со слизью. Через несколько суток кролик погиб из-за обильногопроникновения бактерий в легкие. Другой кролик, который дышал нормально, остался здоровым благодаря действию защитных сил носовой полости. В дыхательных путях воздух подвергается основательной обработке. Он очищается от пыли, обеззараживается носовой слизью, «омывается в паровой бане носовых раковин, обнюхивается ищейками обонятельной станции, поливается душем в области миндалин, обследуется рефлексными чиновниками» – так образно писал немецкий ученый Ф. Кан о тех процессах, которые происходят в начале дыхательных путей. Знаете ли вы, что: – к моменту рождения носовая полость ребенка недоразвита, имеет узкие носовые отверстия; объем носовой полости с возрастом увеличивается в 2,5 раза;
– ротовое дыхание вызывает деформацию грудной клетки, ухудшение слуха, нарушение нормального положения носовой перегородки и формы нижней челюсти;
– в течение жизни носовая полость задерживает до 5 кг пыли.
Вывод: в носовой полости воздух обеззараживается, обогревается (с помощью кровеносных сосудов) + очищается от пыли и увлажняется (слайд 11).
(Учащиеся заносят вывод в таблицу в колонку «функции носовой полости».)
2. Строение гортани (слайд 12). Куда же поступает воздух дальше? Из носовой полости согретый, увлажненный, очищенный воздух поступает через носоглотку в гортань. Она имеет вид воронки, стенки которой образованы несколькими хрящами. Самый крупный из них - щитовидный хрящ, он защищает гортань спереди. Хрящевой надгортанник при глотании пищи закрывает вход в гортань.
Задание. Попробуйте нащупать щитовидный хрящ и сделать глотательное движение. Что происходит с щитовидным хрящом? Что вы чувствуете? (хрящ уходит вверх, а затем снова возвращается на прежнее место, при этом движении надгортанник закрывает вход в гортань, и по нему как по мосту, движется слюна или пищевой комок в пищевод (видеофрагмент слайд 13))
Что еще есть в гортани? Почему гортань называют «самым прекрасным музыкальным инструментом»? Чтобы узнать об этом, я предлагаю провести небольшое исследование. Используя информацию приложения № 1 ответьте на вопросы и продолжайте заполнять таблицу.
1. Найдите в тексте информацию о строении гортани. Определите, какие ее образования участвуют в формировании звуков. (голосовые связки, голосовая щель)
2. При каком положении голосовых связок образуются звуки? (образование звука происходит при сомкнутых голосовых связках, звук выходящего воздуха заставляет связки вибрировать – возникает звук)).
3. Ответьте на вопросы: от чего зависят индивидуальные особенности голоса? Почему у женщин более высокий голос, чем у мужчин? Почему у детей более высокий голос, чем у взрослых?
(У людей с низкими голосами складки более длинные и толстые, а с высокими – короткие и тонкие)
Приложение 1.
В узкой части гортани находятся 2 пары голосовых связок (слайд 14, 15). Нижняя пара участвует в голосообразовании. Спереди связки прикрепляются к щитовидному хрящу, а сзади – к правому и левому черпаловидным хрящам. При движении черпаловидных хрящей связки могут сближаться и натягиваться.(учащиеся работают с рисунками учебника и информационной карты, формулируют выводы). При спокойном дыхании связки разведены. При усиленном они разводятся ещё шире, чтобы не мешать движению воздуха. При разговоре связки смыкаются, оставляя лишь узкую щель. При прохождении воздуха через щель края связок вибрируют и издают звук. Крик вредит голосовым связкам. Они напрягаются, трутся друг о друга. У мужчин длина голосовых связок 20–24 мм, у
женщин – 18-20 мм. Чем длиннее и толще голосовые связки, тем голос ниже. Голоса девочек и мальчиков практически не различаются, только у мальчиков в подростковом возрасте начинают меняться – ломаться (из-за неравномерного роста хрящей и связок). Чем сильнее колеблются голосовые связки, тем голос громче. Но, оказывается, колебаний голосовых связок недостаточно. Для возникновения членораздельной речи необходимы определённые позиции языка, зубов, губ. Рот и носовая полость усиливают звук, обогащают его различными оттенками. В мозге существуют специальные центры речи. Они согласовывают работу мышц речевого аппарата и связаны с процессами сознания и мышления. Процесс образования речи называется артикуляцией и формируется у маленьких детей до 5-и лет.
Вопрос: Звуки речи возникают при вдохе или при выдохе? Ответ: При выдохе. Учитель: Проверяем таблицу (Слайд 17). Особенности строения и функции гортани.
Вывод. Функции гортани: Обеспечивает прохождение воздуха, образование звуков речи.
Из гортани воздух попадает в трахею (слайд 18)
Заслушиваем сообщение ученика. Данное сообщение есть в приложении 2 в информационной карте.
Приложение 2.
Сообщение 4. Трахея, что в переводе с греческого буквально означает «шероховатое дыхательное горло» или «большая артерия». Древние анатомы, таким образом, приписывали этим органам одинаковые функции. Она покрыта маленькими ресничками, которые быстро – быстро, пятьсот раз в минуту, трепещут и постепенно выталкивают прорвавшуюся сюда, через все барьеры пыль. Без этих мерцательных ресничек в наших легких за всю жизнь скопилось бы полведра пыли! Длина трахеи 15см. Трахея – широкая трубка, которая состоит из 16-20 хрящевых полуколец и поэтому всегда открыта для поступления воздуха. Трахея расположена спереди от пищевода. Её мягкая сторона обращена к пищеводу. При прохождении пищи пищевод расширяется, и мягкая стенка трахеи не мешает этому. Внутренняя стенка трахеи покрыта мерцательным эпителием, который выводит пылевые частицы из лёгких. В нижней части трахея делится на 2 бронха: бронхи имеют хрящевые кольца. Они входят в правое и левое лёгкое.
Учитель предлагает учащимся продолжить заполнение таблицы «Строение и функции органов дыхания. Трахея» (слайд 19).
Учитель: Переходим к следующему органу – легкие (слайд 20). Продолжай заполнять таблицу.
Приложение 3.

Сообщение 5: Легкие – парные органы, расположенные в грудной полости. Снаружи они покрыты плотной серозной оболочкой – плеврой, покрывающей внутреннюю поверхность грудной полости (пристеночная плевра), а затем переходит на легкое (легочная плевра). Между пристеночной и легочной плеврой имеется щель – плевральная полость, которая заполнена плевральной жидкостью, снижающей трение легких о стенки грудной полости при дыхании. Каждое легкое разделяется глубокими бороздами на доли: правое - на три (верхнюю, среднюю и нижнюю), левое – на две (верхнюю и нижнюю). Каждая доля состоит из сегментов – это участок легочной ткани, имеющий сосуды и нервные волокна. В каждом легком насчитывается 10 сегментов. Функциональной единицей легкого является ацинус – это система разветвлений одной концевой бронхиолы, которая делится на 14-16 дыхательных бронхиол, образующих до 1500 альвеолярных ходов, несущих на себе до 20000 альвеол. В обоих легких содержится до 700 миллионов альвеол. Общая их поверхность 120 кв.м. Снаружи альвеолы оплетены густой сетью кровеносных капилляров. Снижение сил поверхностного натяжения альвеол и повышение эластичности легочной ткани способствует вещество сурфактант, который предотвращает спадение альвеол.Значение сурфактанта не ограничивается только снижением сил поверхностного натяжения в альвеолах. Он также играет существенную роль в системе легочной защиты. Клеточный компонент сурфактантной системы
лег¬ких представлен двумя типами клеток: первый — пневмоциты II типа, которые синтезируют и секретируют на поверхность альвеол липиды и белки, входящие в со¬став сурфактанта, а также участвуют в обновлении по¬верхностно-активной выстилки путем ее обратного за¬хвата, ресинтеза и ресекреции; второй — альвеолярные макрофаги, которые участвуют в удалении и утилиза¬ции «отработанного» сурфактанта (слайд 22).
Если все функции в таблице названы верно, запиши себе балл в таблицу результатов
Используя приложение 3 дополни фразы:
Легочная плевра – соединительнотканная оболочка, покрывающая _____________________.
Пристеночная плевра – соединительнотканная оболочка, покрывающая внутреннюю поверхность _________________________________.
Плевральная полость – щель между _________________________________________________.
Плевральная жидкость снижает трение легких о стенки грудной полости при _________________.

Этапы дыхания и легочные объемы.
Мы почти никогда не задумываемся над тем, как мы дышим, хотя за сутки делаем не менее 20 тысяч вдохов и выдохов.
Газообмен в легких тканях
Различают дыхание:
Легочное (внешнее)
Тканевое (клеточное)
– газообмен между воздухом и кровью
– газообмен между кровью и клетками тканей
Газообмен в легких:
По артериям малого круга кровообращения в лёгкие поступает венозная кровь, которая обогащается здесь кислородом и становится артериальной.
Одновременно венозная кровь освобождается от углекислого газа, который проникает в лёгочные пузырьки и во время выдоха выводится из организма. Этот процесс осуществляется с помощью диффузии. Её сущность состоит в том, что молекулы любого газа, если их концентрация велика, стремятся через оболочку проникнуть туда, где их мало. Диффузия продолжается до тех пор, пока концентрация молекул по обе стороны оболочки не станет одинаковой.
Газообмен в тканях:
Далее уже артериальная кровь по сосудам большого круга кровообращения движется по направлению к органам тела и обогащает их ткани кислородом.
Кислород необходим для процессов жизнедеятельности клетки. При этом образуется углекислый газ, поступающий из клеток тканей в кровь, в результате чего кровь из артериальной становится венозной.
Задание: используя рассказ учителя и текст учебника, заполните таблицу:
Сравнение лёгочного и дыхательного дыхания
Газообмен Где происходит? Что проникает в кровь? Что выходит из крови?
Физическая причина В каком круге кровообращения?
Превращение крови

Лёгочный
В лёгких
Кислород
Углекислый газ
Диффузия
Малый
Венозная в артериальную
Тканевой
В тканях
Углекислый газ
Кислород
Диффузия
Большой
Артериальная в венозную


Механизм вдоха и выдоха
Лёгкие находятся в герметически замкнутой плевральной полости, в которой поддерживается пониженное давление. В спокойном состоянии человек совершает 16 – 20 дыхательных движений в 1 минуту. При таком темпе дыхания вдох осуществляется за счет сокращения межрёберных мышц и мышц диафрагмы. Сокращаясь, диафрагма оттесняет органы брюшной полости вниз, межрёберные мышцы поднимают рёбра, объём грудной и плевральной полости увеличивается. Давление в плевральной полости понижается. Это вызывает расширение лёгкого, лёгочных пузырьков и бронхов. Давление в них становится ниже атмосферного. Воздух засасывается в лёгкие через воздухоносные пути. Таким образом плевральные полости работают как насосы, обеспечивая поступление в лёгкие необходимого количества воздуха.
Выдох в спокойном состоянии осуществляется пассивно. Под действием собственной тяжести рёбра опускаются, мышцы диафрагмы расслабляются, она принимает первоначальное положение, грудная полость уменьшается до обычных размеров. Лёгочные пузырьки и бронхи уменьшаются в объёме за счет сокращения эластичных стенок и выталкивают наружу находящийся в них воздух. Усиленный выдох обеспечивается сокращением мышц брюшной стенки и туловища. Это позволяет удалить из лёгких воздух, поступивший в них во время глубокого вдоха.
Теперь давайте все это только в виде таблицы запишем в тетрадь.

Дыхательные движения
Диафрагма
Межрёберные мышцы
Рёбра
Объём грудной полости
Давление в грудной полости
Воздух
Лёгкие
Вдох
Опускается
Сокращаются
Поднимаются
Увеличивается
Падает
Поступает
в лёгкие
Расширяются
Выдох
Поднимается
Расслабляются
Опускаются
Уменьшается
Возрастает
Выходит
из лёгких
Сжимаются


Легочные объемы.
Глубина дыхания определяется объемом вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. В спокойном состоянии к легким во время вдоха поступает около 0,5 л воздуха и столько же выходит наружу при выдохе – это дыхательный объем воздуха. После спокойного вдоха при максимальном усилии можно вдохнуть еще около 1,5 л воздуха – это дополнительный объем воздуха, а при наиболее глубоком выдохе можно выдохнуть еще 1,5 л - это резервный объем воздуха. Дыхательный, дополнительный и резервный объемы воздуха составляют ЖЕЛ.
Таким образом, ЖЕЛ – наибольшее количество воздуха, которое можно выдохнуть после наиболее глубокого вдоха. Она зависит от возраста, пола, развития дыхательных мышц, которые особенно развиты у людей, занимающихся разными видами спорта. ЖЕЛ – один из основных показателей физического развития человека.

Ее показатели колеблются от 3,5 л – 4,8 л у мужчин и 3,0 – 3,5 л у женщин. У физически тренированных людей она может достигать 6,0 – 7,0 л. ЖЕЛ определяют с помощью спирометра.
Минутный объем дыхания – это количество воздуха, который человек вдыхает и выдыхает за одну минуту. МОД= ЧД*ДО=16*0,5 л= 8л/мин
ЧД – частота дыхания (в покое 16-20 в 1 мин.)
ДО – дыхательный объем (0,5 л)
Даже при самом глубоком выдохе человек не может выдохнуть весь воздух из легких. Объем воздуха, который остается в легких после максимального выхода – это остаточный объем, его величина – 1 – 1,5 л. ЖЕЛ вместе с остаточным объмом составляют общую емкость легких.

Закрепление
1. В информационной карте найди ошибки в тексте и исправь их (слайд 25).
1. Жизнедеятельность организма возможна лишь при поступлении в его клетки кислорода и удалении углекислого газа.
2. В носовой полости воздух очищается, нагревается и увлажняется.
3. В гортани находятся голосовые связки, участвующие в голосообразовании. Звуки речи формируются в ротовой и носовой полости.
4. Газообмен происходит в альвеолах лёгких.
Задание 2. Соотнесите орган и выполняемую им функцию. Ответ запиши в таблицу.
Орган
Функция
Орган:
1.Носовая полость 2. Гортань 3. Трахея и бронхи 4.Лёгкие 5.Плевра
Выполняемая функция а) выстилает наружную поверхность легких; б) газообмен;
в) увлажнение воздуха, задерживание пыли; г) образование голоса
д) трубка 10-15 см, обеспечивающая свободное прохождение воздуха.
Сверь таблицу со слайдом, если есть ошибки – справь их, если нет – поставь балл в таблицу.
Задание 3. Выбери правильный ответ, записав его в таблицу.
1. У какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами?
А) Носовая полость; Б) Гортань; В) Трахея.
2. Как влияет крик на голосовые связки?
А) Никак не влияет; Б) Улучшает; В) Ухудшает.
3. Какой из перечисленных органов не относится к дыхательной системе?
А) Лёгкие; Б) Трахея; В) Лёгочная артерия; Г) Бронхи
4. Сущность процесса дыхания состоит в:
А) Обмене газами между организмом и внешней средой;
Б) Окислительных процессах в клетках, в результате которых выделяется энергия;
В) Транспорте газов кровью
5. А. В носовой полости воздух очищается от пыли и микроорганизмов, увлажняется и согревается
Б. Гортань образована костной тканью, поперечнополосатыми мышцами и слизистой оболочкой.
А) Верно только А Б) Верно только Б В) Верны оба высказывания
6. Голосовые связки раскрыты наиболее широко, когда человек:
А) Молчит Б) Говорит шепотом В) Говорит громко
7. Закрывает вход в гортань при глотании пищи:
А) Щитовидный хрящ Б) Зерновидный хрящ В) Надгортанник
8. Из чего состоит трахея:
А) Из костной ткани Б) Только из соединительной ткани В) Из хрящевых полуколец
9. На какое количество бронхов ветвится трахея?
А) На два Б) На четыре В) На множество
10. Ткань легких состоит из:
А) Альвеол Б) Бронхиол В) Легочной плевры
Перепиши ответы задания 2 и 3 на отдельный листок и сдай его учителю.
Таблица результатов
11. Заполните в таблице недостающие колонки.
Органы дыхания человека
Орган
Где расположен
Особенности строения
Функции
Носовая полость
В лицевой части черепа
Образована костями лицевой части черепа и рядом хрящей. Внутри носовая полость разделена на две половины. В каждую половину вдаются 3 выступа (носовые раковины), значительно увеличивающие поверхность слизистой оболочки полости носа. Слизистая оболочка, выстилающая носовую полость, обильно снабжена ресничками, кровеносными сосудами и железами, выделяющими слизь.
Очищение, увлажнение, обеззараживание и согревание воздуха, восприятие запахов.
Носоглотка Соединяет носовую полость и гортань
Гортань
В передней части шеи на уровне IV-VI шейных позвонковСостоит из нескольких хрящей, соединенных суставами и связками. Наиболее крупный хрящ гортани – щитовидный. Хрящи окружают гортанную щель; надгортанник прикрывает ее сверху, предохраняя от попадания пищи. В основании гортани лежит перстневидный хрящ. Между щитовидным и черпаловидным хрящами натянуты голосовые связки. Пространство между голосовыми связками называют голосовой щелью.
Гортань - часть дыхательных путей, в гортани имеется голосовой аппарат – орган, в котором образуются звуки
Трахея
Трубка длиной 8,5 – 15, чаще 10-11 см. Имеет твердый скелет в виде хрящевых полуколец. Мягкая задняя часть трахеи примыкает к пищеводу. Слизистая оболочка содержит многочисленные клетки реснитчатого эпителия.
Часть воздухоносных путей, очищает воздух, увлажняет воздух
Бронхи
На уровне V грудного позвонка трахея разделяется на 2 главных бронха
В легких главные бронхи ветвятся, образуя бронхиальное дерево. Бронхи выстланы мерцательным эпителием
Часть воздухоносных путей, очищают и увлажняют воздух
Легкие
В грудной полости
Каждое легкое снаружи покрыто тонкой оболочкой – плеврой, которая состоит из 2-х листков. Один листок покрывает легкое, другой выстилает грудную полость, образуя замкнутое вместилище для этого легкого. Между этими листками находится щелевидная полость, в которой содержится немного жидкости, уменьшающей трение при движении легких. Ткань легких состоит из бронхов и альвеол
Орган газообмена
Выполнение Л.Р. № 7

Тема: Функциональные возможности дыхательной системы.
Цель: определить функциональные возможности дыхательной системы.
Оборудование: секундомер, сантиметровая лента. В рабочей тет. стр ________
Учащимся выдаются листочки с надписями названий органов дыхательной системы: носовая полость, носоглотка, гортань, трахея, бронхи, легкие. Ученики должны расположиться за партами в порядке, соответствующем последовательности этих органов в дыхательной системе.
Рефлексивные задания
1. Задание эмоционально-ценностного характера
Посмотрите, пожалуйста, на гномов. У них у всех разное настроение. Какой гном наиболее близок Вам по настроению? Какого гнома Вы забрали бы уходя с урока с собой?
1.Что нового узнали? Что для вас стало наиболее значимым? Почему?
2.Какие трудности возникали у вас на уроке? Как вы их преодолевали?
3.Что еще вам хотелось бы узнать по материалу, пройденному на уроке?
Домашнее задание
Параграф 23, 24 стр. 103-104. Выучить таблицу в информационной карте.
Ответить на вопросы в виде небольших сообщений: 1. Почему нельзя разговаривать во время еды?
2. Почему не рекомендуется дышать ртом?
Творческие задания выполняются по желанию
А. Приготовить сообщения: «Влияние курения на голосообразование»
Б. Составить ребусы, кроссворды.
Список использованной литературы:
1. Поурочные разработки по биологии (человек), 8 (9) класс, О.В. Пепеляева, И.В. Сунцова. – М.: «Вако», 2011.
2. Биология «Человек» 8 класс А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш, изд. третье, переработанное. – М.: «Вентана-Граф», 2012.
3. Анатомия и физиология человека/ Сост. Е.П. Сидоров. – М.:МП «Поликоп» и СП «Маркетинг-ХХI», 2011.
4. Примерные программы по учебным предметам. Биология 6-9 классы. – М.: Просвещение, 2010. – 80с.
5. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
6. Биология. 5-9 классы: проектная деятельность учащихся/ авт.-сост. Е.А. Якушкина и др. – Волгоград: учитель, 2009.
Категория: Основное общее | Добавил: Юля1929 (17.01.2017) | Автор: Слесарева Юлия Владимировна E
Просмотров: 279 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: