Приветствую Вас Гость | RSS
Регистрация | Вход

Темы для Юкоз

Поделиться

Форма входа


Поиск по сайту

НАШИ партнёры:

МЫ ВКонтакте

ОТ ПАРТНЕРОВ:
ЦПМ "ЭВРИКА":

Статистика

Главная » Статьи » Публикации » Среднее (полное) общее

Методическая разработка. Свидетельство о публикации..
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8» г. Кирова


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ:

«ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ

ОБУЧАЮЩИХСЯ В КУРСЕ «ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Выполнила
учитель русского языка и литературы
Яговкина Галина Васильевна

КИРОВ
2016
1. Аннотация

В данной методической разработке представлены структура и содержание учебных занятий по формированию навыков речевого общения в курсе «Основы проектной деятельности» в системе риторического модуля:
5 класс – «Искусство речи».
Основной проблемой работы, связанной с возрастной спецификой подростков, является освоение коммуникативных навыков.
Навыки речевого общения, риторические навыки самопрезентации и публичного выступления, умение представлять свою точку зрения и результаты собственного труда в выгодном свете - это умения, которые необходимы современному человеку.
Важным принципом разработки является её практическая направленность, целенаправленная работа над развитием навыков речевого общения, наблюдения и рефлексии, которые являются ведущими видами деятельности при формировании коммуникативной компетентности.
Методическая разработка может быть полезна учителям русского языка и литературы, риторики.
2. Введение

В Концепции Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения говорится: «Развитие личности – смысл и цель современного образования. Новой нормой становится жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие нестандартные проблемы». Поэтому одной из актуальных задач в школе становится обучение учащихся умениям эффективного общения, воспитание человека общающегося.
Современная методика развития речи учащихся находится на качественно новом этапе своего развития. Она синтезирует данные культурологии. философии, логики, дидактики, психологии, психолингвистики, социолингвистики и других учебных дисциплин.
Её цели и задачи определяются так называемым социальным заказом, историческими реалиями которых служит дидактика. Основополагающими принципами современной дидактики являются личностно- ориентированные установки и принципы (принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации). Принципиально важным для методики развития речи является возрождение риторики (Архипова В.Е. Основы методики развития речи учащихся: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. М.: Вербум, 2004).
На территории Кировской области действует концепция реализации компетентностно – ориентированного образования, согласно которой результатом процесса обучения является сформированность у обучающихся рефлексивной, технологической, проектной, коммуникативной, информационной и социальной компетентностей.
С целью развития и совершенствования данных компетентностей в базисный учебный план курса основной школы был включен региональный компонент «Основы проектной деятельности», в ходе реализации которого важна роль риторического образования. Риторическое образование служит целям воспитания общественно – активной и гуманистически образованной личности и является залогом комфортного пребывания человека в информационном обществе.
Тема методической разработки «Формирование навыков речевого общения обучающихся в курсе « Основы проектной деятельности» актуальна, так как навыки речевого общения, риторические навыки самопрезентации и публичного выступления, умение представлять свою точку зрения и результаты собственного труда в выгодном свете – это умения, которые необходимы современному человеку. Они являются важной составляющей его успеха и комфортного общения как в профессиональной сфере, так и в условиях повседневной коммуникации. Чем раньше школьник столкнётся с необходимостью осваивать подобный опыт, тем более эффективным будет его поведение в ситуации не только учебного, но и реального взаимодействия, что станет способствовать оптимизации общения и адекватной социализации личности.
Новизна работы заключается в том, что учебные занятия по курсу «Основы проектной деятельности» позволяют учителю осуществлять более индивидуальный подход к ребёнку, темы детских работ выбираются из любой содержательной области. В ходе изучения курса обращается особое внимание формированию элементов проектной и исследовательской деятельности. Большое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся, как с культурными образцами, так и со своими текстами.
Для успешной реализации методической разработки необходимо строить уроки как уроки обучения речи, где каждый ученик вовлекается в процесс общения, говорения, слушания и т.д.
Усвоение материала будет успешным, если на этих уроках не будет молчащих, а это возможно, если в группе будет 12-13 учеников, важна и обеспеченность различными средствами наглядности: печатными, экранными, звуковыми, интернет – технологиями.
Цель данной разработки – обобщить опыт работы, направленный на развитие навыков говорения и слушания обучающихся как видов речевой деятельности и овладения некоторыми риторическими приёмами эффективного публичного выступления с целью презентации результатов учебной и проектной деятельности.

3. Основная часть. Формирование навыков речевого общения обучающихся в курсе «Основы проектной деятельности»

Раздел 1. СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЬНОГО КУРСА «ИСКУССТВО РЕЧИ» (5 КЛАСС)

1.1. Что такое быть оратором?
Ораторское искусство. Великие ораторы древности. Риторика как наука о красивой речи. Коммуникативные качества речи как основа для выработки критериев хорошей речи.
Практическая деятельность: анализ образцов публичных речей; выработка под руководством учителя критериев хорошей речи.
1.2. Что такое речевая деятельность?
Виды речевой деятельности. Говорение и слушание как важнейшие виды речевой деятельности. Активное слушание. Как избежать ошибок слушания.
Практическая деятельность: выработка под руководством учителя правил хорошего слушания.
1.3. Создание текста.
Понятие текста. Разработка темы на уровне идеи и плана речи. План и цель выступления. Обязательные части публичного выступления. Правила построения публичного выступления.
Практическая деятельность: разработка плана выступления по заданной теме; составление текста к определённому пункту плана.
1.4. Что и как мы говорим.
Вербальные и невербальные формы передачи информации. Виды невербальных средств общения. Культура несловесной речи. Нормы невербального поведения при публичном выступлении.
Практическая деятельность: коммуникативный практикум на использование различных средств невербальной коммуникации.
1.5. Украшательства речи.
Употребление в речи изобразительно – выразительных средств (риторических приёмов), позволяющих сделать речь более красивой и удобной для восприятия. Целесообразность использования риторических приёмов, мера красоты и доступности речи. Эмоциональная выразительность речи. Контакт с аудиторией, некоторые приёмы привлечения и удержания внимания аудитории.
Практическая деятельность: использование риторических приёмов в письменной речи; подготовка импровизированной речи по заданным теме и плану; анализ выступления.
1.6. Работа с вопросами.
Для чего мы спрашиваем? Форма вопроса и форма ответа. Речевые формулы составления вопроса. Некоторые виды вопросов и ответов. Поведение выступающего при вопросах.
Практическая деятельность: анализ вопросов и ответов, формулировка вопросов и составление ответов.
1.7. Групповое выступление.
Особенности группового выступления. Эффективное взаимодействие внутри группы. Композиция и распределение ролей.
Практическая деятельность: анализ вопросов и ответов, формулировка вопросов и составление ответов.
1.8. Учебно-тематическое планирование
[А.С. Рылова. Киров: КИПК и ПРО «Формирование комуникативной компетентности учащихсяв курсе «Основы проектной деятельности» (Текст): Методическое пособие].

№ п/п Тема урока Кол-во часов Теория Практика Виды контроля
1. Что такое быть оратором? 2 1 1 Анализ текста
2. Что такое речевая деятельность? 2 1 1 Анализ групповой деятельности учащихся
3. Создание текста 1 0,5 0,5 План выступления по заданной теме
4. Что и как мы говорим 1 0,5 0,5 Наблюдение за участием в ком-
муникативном практикуме
5. «Украшательства речи» 1 0,5 0,5 Импровизированная речь по заданной теме и плану
6. Работа с вопросами 1 0,5 0,5 Наблюдение за участием в парной и групповой работе.
7. Групповое выступление 2 1 1 Выступление
Итого 10 5 5


Раздел 2. РАЗРАБОТКИ УРОКОВ.

2.1. Урок 1. Тема: «Что такое быть оратором?»
Цель: познакомить с курсом « Искусство речи». Дать определение риторики, оратора, познакомить с великими ораторами, научить работать с различными словарями и текстами.
Задачи: развивать у школьников интерес к предмету, вовлекая их в речевое общение.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: беседа, самостоятельная работа.
Оборудование урока: Толковые словари, карточки.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Основная часть.
Вступительное слово учителя.
Ребята! Вы держите в руках книгу, которая называется « Школьная риторика».
Что же значит это слово? Обратимся за помощью к Толковым словарям.
Работа со словарями и текстом.
Учащиеся читают определения.
Риторика- теория красноречия, наука об ораторском искусстве.
А кто же такой оратор?
Толковый словарь Даля разъясняет:
« Оратор- вития, речистый человек, краснослов, мастер говорить о людях, проповедник».
В Словаре современного русского языка читаем определение:
- лицо, профессионально занимающееся искусством красноречия;
- лицо, произносящее речь;
- человек, обладающий даром речи.
Несколько учеников собирают определения из напечатанных заранее карточек и прикрепляют их на доску, затем все записывают определения в тетрадях.
Слово учителя.
Риторика появилась в Древней Греции более 2500 лет назад, древние греки особым образом почитали людей, умеющих общаться и красиво говорить Слово у них имело божественное назначение и находилось в ведении богинь: Пейто - богини убеждения и Эриды - богини спора. В русском языке термин «риторика» имел синоним «красноречие».
Вопросы.
Как вы понимаете смысл данного слова? (учащиеся высказывают свои мнения).
Учитель прикрепляет карточку на доску.
«Красноречие – это искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оном мнении» М.В. Ломоносов.
Как вы думаете, можно ли стать оратором или им нужно непременно родиться (учащиеся приходят к выводу, что ораторские способности нужно развивать и совершенствовать).
Работа с текстом. Совершенствование навыков речевого общения.
На экране демонстрируется отрывок из сочинения ученика (можно использовать отрывки из рассказов детских писателей).
Необычная дружба.
Этим летом в саду мой дедушка решил завести кроликов. Мы бегали, загорали на речке и купались. Через два месяца зверьки подросли и освоились. У нас под домом жила семья ежей. Маленький ежонок оказался очень любопытным и стал принюхиваться к кроликам. Сначала они принюхивались друг к другу, а через несколько дней они уже привыкли и вместе гуляли на улице. Однажды ёжик зашёл в помещение, где жили кролики. Он вместе с ними ел и пил. Нам было весело. Животные, как люди, гуляют, дружат, общаются на своём языке друг с другом.
Анализируя текст, ученики приходят к выводу, что нарушена логическая последовательность событий, наблюдаются грамматические и речевые ошибки, неоправданные повторы.
Фронтальная беседа по тексту.
Учитель задаёт вопросы, правильно ли построен текст; соблюдена ли логическая последовательность событий, что бы изменил каждый из ребят, а какие предложения понравились.
Учащиеся знакомятся со схемой оценивания 5«П». Эта схема формирует коммуникативное умение – анализировать тексты.
5«П» - 1 Правильно, 2 Последовательно, 3 Полно, 4 Поэтично, 5 Понравилось.
В ходе беседы происходит осмысление изученного материала, учащиеся редактируют текст. Ребята делают вывод, что выступление с таким текстом неудачно, оратором такого ученика назвать нельзя.
Как вы думаете, что нужно для того, чтобы стать хорошим оратором?
Школьники говорят, что больше общаться, изучать риторику.
Работа с текстом учебника.
Учащиеся читают текст о древнегреческом ораторе Демосфене из учебного пособия «Школьная риторика», 5 класс под редакцией Т.А.Ладыженской (упражнение 49, стр. 40).
Самостоятельная работа.
Ответить на вопросы учебника и выписать сведения об упражнениях, которые выполнял греческий ритор Демосфен.
Дыхательная гимнастика.
Используются дыхательные упражнения «Вдох и выдох» из Приложения 1. Учебного пособия «Школьная риторика, 5 класс под редакцией Т.А.Ладыженской.
3. Подведение итогов урока.
Учитель спрашивает, что нового узнали на уроке, что понравилось, что из урока можно использовать в повседневной жизни.
4. Оценивание работы обучающихся на уроке.
5. Домашнее задание. Инструктаж по выполнению задания.
Подготовить письменные сообщения о великих ораторах древности, используя Интернет-технологии.
Учитель объясняет, как правильно оформить работу: составить план, подобрать фактический материал, расположить его.
6. Рефлексия. На столах у школьников сигнальные карточки трёх цветов:
красная – «всё понятно», зелёная - «есть затруднения», синяя – «нужна помощь». Учитель предлагает выбрать карточки по мере усвоения материала и дать, подписать фамилию, имя и сдать их.

2.2. Урок 2. Тема урока: « Что такое быть оратором?»
Практическая деятельность учащихся: анализ образцов публичных речей; выработка под руководством учителя критериев хорошей речи.
Цели урока: расширение знаний школьников об ораторах, формирование навыков речевого общения, выявление и осмысление качеств хорошей речи на основе анализа текстов публичных выступлений, осознание учениками понятия нормы литературного языка.
Тип урока: урок по первоначальному формированию умений и навыков.
Вид урока: практическая работа.
Оборудование урока: карточки, тексты, видеопроектор.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Учитель рассказывает об основных моментах практического занятия.
2. Основная часть.
Проверка домашнего задания.
Работа в группах.
Для каждой группы подготовлена памятка « Как знаменитые ораторы готовились к выступлениям». (Д. Карнеги).
Выступление – это путешествие, маршрут которого должен быть нанесён на карту.
Оратор, который не знает, куда он идёт, обычно приходит неизвестно куда.
Оратор должен обстоятельно осветить вопрос, которого он касается, и больше к нему не возвращаться.
Не нужно перескакивать с одного вопроса на другой и возвращаться к нему снова – это бесцельное метание, напоминающее летучую мышь в сумерки.
Можно строить свои выступления по следующим планам:
а) изложение фактов;
высказывание соображений, вытекающих из них;
призыв к действиям;
б) добиться интереса и внимания;
завоевать доверие;
привести мотивы, побуждающие людей действовать.
Записи в руках оратора на 50% уменьшают интерес к выступлению.
После того как вы обдумали свою речь, репетируйте её про себя, когда вы ходите по улице.
Ребята читают памятку, происходит обмен мнениями, учитель спрашивает, как они готовились к выступлению об ораторах.
Учащиеся делятся на несколько групп (по 4 – 5 человек, читают друг у друга сообщения об ораторах, выбирают лучшее и выступают с ним перед другими учениками. Выделяется группа экспертов (5 человек), которая оценивает сообщения выступающих, используя памятку, и называет лучшие.
Знакомство и осмысление коммуникативных качеств речи.
Работа с текстами учебника.
Учитель говорит, что речь человека - визитная карточка, «языковой паспорт», по которому составляется впечатление о говорящем.
Обращается внимание на понятия «правила, нормы, нарушения норм». Несоблюдение (нарушение) норм не просто мешает или затрудняет общение, но в некоторых случаях и вовсе затрудняет его.
Работа с текстом упражнения 68 (учебное пособие «Школьная риторика» под редакцией Т.А. Ладыженской, 5 класс).
Ребята читают текст упражнения и анализируют речь Серёжи Ёлкина.
На поставленный в упражнении вопрос, ученики 5 «а» класса отвечали, что Серёжа должен был сказать теперь (вместо « теперя»), нАчал ( вместо «начАл»), раньше (вместо « первее»).
Упражнение 77 учащиеся выполняют письменно, находят ошибки в формах рода существительного.
Исправления: любой овощ (вместо «любую овощ»), весь картофель (вместо «всю картофель») и т.д.
Упражнение 78. В стихотворении слово творог допускает два варианта произношения: твОрог и творОг. Кассиру следовало сказать: « Не осталось творожной массы! Она распродана уже» (не распродата).
Упражнение 80. Лишние слова, словосочетания, предложения (слова-пустышки): Как его..., ну значит..., это самое..., в общем..., э-э-э. Частое повторение этих слов затрудняет общение.
Упражнение 80.
Учитель обращает внимание учащихся на самодиагностику речи и составление личного словаря правильностей.
Анализ текста выступления И.А. Ильина, в котором соблюдаются все особенности хорошей речи.
Используется видеопроектор, а также карточки с распечатанным текстом и схемой анализа.
Учитель показывает портрет философа, приводит краткие биографические сведения, использует текст из брошюры « Три речи о России».
« И ещё один дар дала нам Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык. В нём все дары её: и ширь неограниченных возможностей;
и богатство звуков и слов, и форм. В нём гудение далёких колоколов и серебро ближних колокольчиков. В нём ласковые шорохи и хрусты. В нём травяные шелесты и вздохи. В нём клёкот и грай, и свист, и щебет птичий. В нём громы небесные и рыки звериные; и вихри зыбкие, и плески чуть слышные. В нём вся поющая русская душа: эхо мира и стон человеческий и зерцало божественных видений».
Ученики наблюдают за особенностями речи И.А. Ильина и с помощью учителя формулируют критерии хорошей речи.
Упражнение 82 поможет в формулировке критериев хорошей речи. Учитель записывает их на доске, учащиеся в тетрадях.
3. Домашнее задание. Инструктаж по выполнению задания.
4. Подведение итогов урока. Оценивание работы учащихся. Рефлексия.

2.3. Урок 3. Тема урока: « Что такое речевая деятельность?»
Цель урока: познакомить учащихся с сущностью речевой деятельности, её видами и различиями между видами.
Задачи: научиться осмысливать и формулировать основную мысль прочитанного, развивать практические навыки слушания у школьников для осуществления эффективности взаимодействия.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: беседа.
Оборудование урока: видеопроектор, тексты повести А. Гайдара.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Основная часть.
Речевая разминка начинается с дыхательных упражнений «Сколько слов мы произносим на одном вздохе». Инструкция в Приложении 1 «Школьной риторики» под редакцией Т.А.Ладыженской, 5 класс.
Знакомство с теоретическим материалом о сущности речевой деятельности. Школьникам предлагается начертить в тетради схему « Виды речевой деятельности», учитель использует видеопроектор.
Виды речевой деятельности – создание речевого высказывания (говорение и письмо) восприятие и осмысление речевого высказывания (слушание и чтение).
При создании текста автор должен выразить основную мысль высказывания, осознанно работать над его содержанием. При восприятии текста читатель или слушатель осмысливает его, то есть формулирует для себя основную мысль прочитанного или услышанного. Даются определения видов речевой деятельности. Учащиеся делают записи в тетради.
Говорение – вид речевой деятельности, посредством которого осуществляется устное общение.
Письмо – вид речевой деятельности, в процессе которого содержание высказывания передаётся с помощью графических знаков.
Слушание – вид речевой деятельности, в основе которого лежит восприятие и осмысление звучащих текстов.
Чтение – вид речевой деятельности, в основе которого лежит восприятие и осмысление письменных текстов
Проблемная ситуация, которая создаётся на уроке, помогает учащимся констатировать, что в процессе речевого общения чаще всего осуществляется слушание и говорение.
Работа с текстом.
Учащиеся знакомятся с отрывком из повести А.Гайдара « Тимур и его команда». На каждом столе есть экземпляр книги.
Учитель задаёт вопросы.
Какие виды речевой деятельности представлены в повести?
Какие из них встречаются чаще всего?
Учитель зачитывает слова древнегреческого философа Зенона из Китиона:
« Два уха и один язык нам даны для того, чтобы больше слушать и меньше говорить».
Работа с вопросами.
Можно ли согласиться с мнением философа?
Ученики отвечают, что Зенон хотел подчеркнуть, как важно умение слушать.
Этот ответ позволяет логично перейти к изучению материала о роли слушания в жизни человека.
Умеем ли мы слушать?
Ответ на этот вопрос поможет получить статья «Кто и как слушает» (учебное пособие « Школьная риторика», 5 класс, стр.180).
Работа со статьёй учебника.
Ученики, анализируя статью, делают вывод, если человек не умеет слушать собеседника, он не может его понять.
Далее учитель предлагает учащимся выполнить упражнения 147, 148 прочитать два отрывка из сказочной повести А.Милна « Винни - Пух и все-все». Ученики сопоставляют значение выделенных глаголов слышать и слушать и делают вывод, что слышать - это «физически воспринимать звук», а слушать - это «воспринимать, понимать сказанное».
В процессе анализа текста школьники осваивают смысловую разницу между однокоренными словами и учатся адекватно использовать их в речи. Изучение возможных способов (видов) слушания предусматривается в ходе выполнения упражнения 155.
Фронтальная работа с классом.
Обучающиеся самостоятельно путём наблюдения и размышления должны осмыслить новый теоретический материал и представить его в таблице, которая может выглядеть следующим образом.
Способы слушания Действия человека
Пассивное слушание Молчит и никак не реагирует на слова собеседника
Избирательное слушание Слушает внимательно, слышит только то, что хочет услышать
Внимательное слушание Слушает внимательно, чтобы понять смысл сказанных слов
Активное слушание Слушает уважительно, обращает внимание на слова и эмоции говорящего, задаёт вопросы

На основе анализа теоретического материала учащиеся определяют самый действенный способ слушания.
Работа с текстом учебника (упражнение 149).
3. Подведение итогов работы.
4. Домашнее задание. Инструктаж по его выполнению.
5. Учащиеся выполняют упражнение 151.
6. Рефлексия.

2.4 Урок 4. Тема урока: «Что такое речевая деятельность?»
Практическая деятельность учащихся: выработка под руководством учителя правил хорошего слушания.
Цель урока: научиться определять способы слушания на основе ранее изученного материала, выработать правила хорошего слушания.
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Вид урока: практическая работа.
Оборудование урока: учебники «Школьная риторика», сигнальные карточки.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2. Основная часть.
Проверка домашнего задания.
Речевая разминка «Мы в зоопарке». Инструкция в приложении 1( учебное пособие «Школьная риторика» под редакцией Т.А.Ладыженской, 5 класс, стр.155.

Практическая деятельность. Обобщение изученного по теме.
Работа в группах (3-4 человека).
Упражнение 155.
Учащиеся составляют рассказ по схеме: для чего и как я слушаю, как я могу оценить своё слушание.
От каждой группы выступает 1 представитель.
Выработка правил хорошего слушания. В составлении правил помогут упражнения 161 и 163.
Учащиеся записывают в тетрадях.
Правила хорошего слушания.
Слушайте говорящего доброжелательно, уважительно.
Старайтесь не перебивать собеседника.
3.Творческая работа.
Учащиеся письменно отвечают на вопрос: «Что можно сказать о человеке, который умеет слушать?»
Лучшие ответы от групп зачитываются на уроке.

«Человека, который умеет слушать встретишь редко. Таким человеком я считаю свою маму. Она всегда меня выслушает, поймёт, даст совет. Моя мама - культурный человек».
«Я запомнил пословицу: «Слово – серебро, а молчание – золото». Считаю людей, которые умеют слушать, «золотыми».
«Если человек умеет слушать другого, он всегда поймёт его»
Работа с текстом упражнение 165). Учащиеся читают текст по сюжету детского киножурнала «Ералаш» и отвечают на вопрос «Умеют ли участники этой истории слушать друг друга?»
4. Подведение итогов урока.
5. Рефлексия.
На столах лежат сигнальные карточки: красная - «всё понятно», зелёная – «есть затруднения», синяя – «нужна помощь». Учитель предлагает подписать фамилию, имя и сдать карточки.
6. Домашнее задание. Упражнение 166. Инструктаж по его выполнению.



4. Заключение

Подводя итоги вышесказанному, следует отметить, что интерес к теме «Формирование навыков речевого общения обучающихся в курсе «Основы проектной деятельности», возник не случайно.
Слушая ответы учащихся на уроках, выступления на внеклассных мероприятиях, общение в повседневной обстановке, хотелось помочь им ориентироваться в информационном пространстве, приобретении и развитии умений, которые могут варьироваться применительно к целому ряду ситуаций, адаптироваться к общественным изменениям, реализовывать себя в общении.
Современные подходы к проблемам развития речи учащихся в условиях модернизации российского образования, освоение школьниками универсальных способов деятельности (ключевых компетентностей) и готовность применять их в зависимости от цели и коммуникативной ситуации заложены в основу методической разработки.
Считаю, что представленные в разработке формы и методы проведения учебных занятий, учитывают возрастные особенности учащихся упражнения и образцы текстов ораторов, учёных и писателей способствуют развитию навыков говорения и слушания как видов речевой деятельности, овладению русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности, воспитывают уважение к родному языку и сознательное отношение к нему как явлению культуры.
Формы и методы ведения учебных занятий, представленные в разработке помогают учащимся овладевать навыками исследовательской деятельности.
Методическая разработка «Формирование навыков речевого общения обучающихся в курсе «Основы проектной деятельности» была представлена на заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы в форме устного сообщения.


5. Список литературы.

1. Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. / Е.В, Архипова. – М.: Вербум, 2004.
2. Введенская Л.А. и др. Русский язык и культура речи: экзаменационные ответы. Серия «Сдаём экзамен»./Л.А. Введенская, Л.Г.Павлова, Г.Ю. Кашаева. - Ростов н/Д: «Феникс», 2003.
3. Галицких О.Е. Диалог в образовании как способ становления толерантности: Учебно – методическое пособие. – М.: Академический Проект, 2004.
4. Граник Г.Г., Бондаренко С. М., Концевая Л.А. Когда книга учит.- 2-е изд., доп. – М.: Педагогика, 1991.
5. Лидман – Орлова Г К. Учимся писать изложения.- М.: Дрофа, 2003.
6. Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя /Н. Е. Богуславская, В.И. Капинос, А.Ю. Купалова и др.; Под ред. Т.А. Ладыженской.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение,1991.
7. Плёнкин Н.А. Уроки развития речи: 5-9 кл.: Кн, для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1995.
8. Рылова А.С. Формирование коммуникативной компетентности учащихся в курсе «Основы проектной деятельности [Текст]: Методическое пособие/ А.С.Рылова. Киров: КИПК и ПРО, 2009.
9. Сиротина О.Б. Хорошая речь: Сдвиги в представлении об эталоне // Активные процессы конца ХХ века – М., 2000.
10. Школьная риторика. 5 класс. Методические рекомендации // Под ред. Т.А. Ладыженской. – 2-е изд., перераб. – М.: ООО «С – инфо»: ООО «Баласс». 2004.
11. http://festival.1september.ru/

6. Оглавление

1. Аннотация...........................................................................................................2
2. Введение ............................................................................................................2
3. Основная часть. Формирование навыков речевого общения
обучающихся в курсе « Основы проектной деятельности»………………........5
Раздел 1Содержание модульного курса «Искусство речи» (5 класс)….……..5
Раздел 2 Разработки уроков ...................................................................................8
Урок 1. «Что такое быть оратором?».....................................................................8
Урок 2. «Что такое быть оратором?....................................................................10
Практическая деятельность учащихся
Урок 3. «Что такое речевая деятельность?........................................................12
Урок 4. «Что такое речевая деятельность? Практическая деятельность учащихся.....................................................................................................................14
4. Заключение........................................................................................................17
5. Список литературы...........................................................................................18
6. Оглавление........................................................................................................19
7. Приложения………………….….….…….….….….….….…..…...…....…….20
Категория: Среднее (полное) общее | Добавил: svetlanayagovkina (27.10.2016)
Просмотров: 219 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
smile

Имя *:
Email *:
Код *: