Приветствую Вас Гость | RSS
Регистрация | Вход

Темы для Юкоз

Поделиться

Форма входа


Поиск по сайту

НАШИ партнёры:

МЫ ВКонтакте

ОТ ПАРТНЕРОВ:
ЦПМ "ЭВРИКА":

Статистика

Главная » Статьи » Публикации » Среднее профессиональное

Мы жили судьбами других
ГБПОУ
«Светлоградский педагогический колледж»

Методическая разработка
Мы жили судьбами других

Учебная дисциплина: литература

Форма проведения: литературно-музыкальная гостиная
с использованием презентации
Место проведения: актовый зал

Автор-составитель: Н.Я. Богданова,
преподаватель филологических дисциплин

Светлоград 2015

Пояснительная записка

Для духовного роста личности радость необходима так же, как солнечный свет и воздух для физического развития. Радость – понятие разностороннее. В жизни ученика, студента – это радость нового знания, освоенного умения, эстетического впечатления, радость взаимопонима-ния. Вера в то, что ты можешь сделать больше, пойти дальше, стать лучше – могучий стимул самосовершенствования.
Мы живём в такое время, когда средства массовой информации, активно влияющие на молодых людей, пропагандируют не лучшие образцы современной музыки. И не только пото-му, что их отличает низкий уровень исполнительства и художественного содержания, но и по-тому, что эта «музыка» способна негативно влиять на психику молодого человека, его внутрен-ний мир. Актуальность данного мероприятия состоит в том, чтобы не просто дать молодёжи представление о бардах и бардовской песне, а в том, чтобы раскрыть её художественные дос-тоинства, патриотический дух, эмоциональность, использовать её богатый воспитательный по-тенциал для формирования стойкого неприятия «попсового ширпотреба», для приобщения студентов к миру художественной литературы и музыкального творчества.
Цель данного мероприятия – пробудить в студентах потребность в разностороннем са-мообразовательном чтении и развитии творческих способностей.
Задачи:
• развитие интеллектуальных способностей студентов;
• пополнение, углубление знаний в области художественной литературы и других видов искусства, в частности бардовской песни;
• совершенствование навыков выразительного чтения;
• воспитание личности, для которой ежедневное общение с книгой, - насущная потреб-ность и профессиональная необходимость.

Образовательная функция реализуется в обобщении и углублении знаний в области авторской песни: истории (причин, предпосылок) возникновения, тематики, жизни и творчества наиболее ярких её представителей.
Воспитательная функция предполагает расширение читательского кругозора и про-буждение интереса и уважения к культурно-историческому наследию России, духовно-нравственное развитие молодёжи.
Эстетический аспект воспитания и обучения реализуется в формировании чувства прекрасного, умения и желания видеть гармонию в окружающем мире, языке, литературе, му-зыке, человеческих отношениях.
Информационная функция предполагает использование технических средств (компью-теров, Internet, интерактивного видео и др.) для оформления выставки, литературно-музыкальной композиции, создания презентации.
Подобным внеклассным мероприятием можно завершить изучение темы «Авторская пес-ня», причём целесообразно использовать при этом метод проектов, в рамках которого творче-ские группы студентов работают над разными темами: «Творчество Б.Окуджавы», «В.Высоцкий – актёр, поэт, композитор, исполнитель» и др. На семинаре, завершающем изуче-ние темы, студенты защищают свои мини-проекты: рефераты, презентации, буклеты и т.п. Ли-тературно-музыкальная композиция – заключительный этап, своеобразный апофеоз творчества преподавателя и студентов.
Оформление: портреты бардов: Б.Окуджавы, В. Высоцкого, Ю. Визбора, И.Талькова, В. Цоя и др.; выставка книг, презентация.
Оборудование: медиапроектор, экран.

Мы жили судьбами других
Звучит «Печальный вальс» Сибелиуса. На сцене – трое юношей-друидов.
1-ый друид:
Мы – корпорация друидов. Мы объединили Галлию и Британские острова религиозно-национальной связью. Члены нашего общества освобождены от всех общественных повинно-стей, от налогов и воинской службы. Среди нас не только служители и проповедники священ-ного вероучения, знатоки угодных богам священных обрядов, но и законоведы, судьи, врачи. Мы – представители всей духовной культуры народа и пользуемся величайшим почётом.
2-ой друид:
Стать членом общины совсем не просто. Те, кого приняли в братство, ведут тихую, уе-динённую жизнь и обучаются всем премудростям друидов. Обучение длится очень долго. Мы постигаем жреческое искусство письма, врачевание, арифметику, астрономию, учение о сти-хийных божествах.
3-ий друид:
Я – верховный жрец. Моя община делится на три разряда: это – эвбаги, это – синани (или дризиды) и это – барды.
Дризиды выполняют функции жрецов, они – хранители мудрости, они руководят государ-ственными делами и судебными разбирательствами.
Эвбаги заведуют священными обрядами, выполняют весь церемониал заклинаний, прори-цаний и толкования примет и другого волшебства.
И, наконец, барды. Они сопровождают войска во время походов, своими песнями подни-мая их воинственный дух, поддерживают в сердцах людей воспоминания о славном прошлом, о древних народных преданиях.
1-ый друид:
Всему миру известны величайшие художественные произведения кельтско-христианской бардовской поэзии: это саги о короле Артуре и его рыцарях Круглого стола, связанные с мифом о святом Граале, это легенды о Мерлине, о Тристане и Изольде.
2-ой друид:
В 940 году были утверждены статусы и особые права союза бардов, а в 1078 году он был реформирован и получил многочисленные привилегии. Это было время расцвета.
3-ий друид:
Со времени завоевания Уэльса Эдуардом Вторым барды подверглись жестоким гонени-ям. После завоевания Ирландии Генрихом Вторым прославленный союз бардов стал распадать-ся и был окончательно уничтожен в битве на реке Байне в 1690 году. Дольше всех просущест-вовали барды в Шотландии, последнее упоминание о них относится к 1748 году.
Преподаватель:
Сословие певцов-бардов исчезло очень давно. Но не зря все лучшие традиции человече-ство передаёт из века в век: бардовская песня не только возродилась, но в ХХ веке в Советском Союзе получила большое развитие.
Бардовскую, или авторскую, песню относят к произведениям синкретического искусства, искусства, соединяющего в себе Слово и Музыку. Заметьте, на первом месте – Слово, значит, предпочтение в авторской песне отдаётся стихам.
Есть чудесная где-то страна
Без названья и без столицы,
Где негромкой гитары струна
Служит пропуском через границы.
В той стране с незапамятных пор
Есть обычай – найдёшь ли чудесней?
В царстве рек, подземелий и гор
Петь свои самодельные песни.
Эти песни, бывает, грустят,
Эти песни, бывает, хохочут,
Эти песни ошибки простят
Без намёков и мнимых пощёчин.
Им по праву предписана роль
Пробиваться сквозь штормы и бури,
Боль тупую и острую боль
Познавая «на собственной шкуре».
Начиная с 60-х годов прошлого столетия, авторская песня становится в нашей стране лю-бимым и популярным жанром среди людей разных поколений. В то время бардовские песни пели потихоньку на кухнях, в компаниях единомышленников. Печатать в сборниках и испол-нять открыто на сцене такие песни не могли: ведь они родились из стремления к правде, к спра-ведливости, как протест против тоталитаризма, как естественное продолжение откровенных неформальных разговоров между людьми.
«Отцом» жанра авторской песни в России считается Булат Окуджава. Слово «бард» (в значении «поэт-композитор», «человек, исполняющий свои стихи под аккомпанемент гитары») ввёл в обиход Владимир Высоцкий.
Классиками жанра являются Юрий Визбор, Александр Галич, Олег Митяев, Игорь Таль-ков, Вероника Долина, Виктор Цой, Сергей Никитин, Юрий Лоза, Александр Розенбаум.
За кадром голос В. Высоцкого:
«Авторская песня – тут уж без обмана, тут будет стоять перед вами весь вечер один чело-век с гитарой, глаза в глаза. И расчёт в авторской песне только на одно – на то, что вас беспоко-ят точно так же, как и меня, те же проблемы, судьбы человеческие, одни и те же мысли. И точ-но так же вам, как и мне, рвут и скребут по нервам несправедливости и горе людское. Короче говоря, всё рассчитано на доверие. Вот что нужно для авторской песни: ваши глаза и уши и моё желание вам что-то рассказать, а ваше желание что-то услышать».
1-ый рассказчик:
Булат Окуджава (1924 – 1997)
Возьмёмся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке.
Совесть, благородство и достоинство –
Вот оно, святое наше воинство.
Протяни ему свою ладонь,
За него не страшно и в огонь.
Лик его высок и удивителен,
Посвяти ему свой краткий век,
Может, и не станешь победителем,
Но зато умрёшь как человек.
В поэзии Булата Окуджавы органически соединились слово, музыка и краски, грусть и ирония, любовь и печаль. «Я начинал с подражания Пушкину, затем Пастернаку», - заметил Окуджава в одной из бесед. Пушкинское начало неизменно присутствует в его поэзии и прозе. Пушкин - идеал. «Он недостижим, но важно стремление к нему приблизиться», - повторял поэт.
Любовь, страдание, разлука, вера, надежда, война, Москва, старый Арбат, совесть, благо-родство и достоинство, смысл человеческой жизни – вот темы его произведений. Окуджава считал, что мир спасёт не красота, а страдание. Любимый образ поэта – образ Надежды.
Звучит фонограмма песни «Виноградную косточку в землю зарою…».
Булат Окуджава – участник Великой Отечественной войны. «Война – вещь противоесте-ственная, отнимающая у человека природой данное право на жизнь. Я ранен ею на всю жизнь… Я ненавижу войну…» Тема войны - одна из главных в его творчестве, а песни о войне поистине стали народными. Это «Бери шинель, пошли домой» из к/ф «От зари до зари», «Песня отдель-ного десантного батальона» из к/ф «Белорусский вокзал». И хотя поэт писал: «Мы все – войны шальные дети: и генерал, и рядовой…», - его песни посвящены, в первую очередь, простым солдатам, незаметным и негероическим внешне, сохранившим доброту, милосердие, любовь.
С 1956 года Окуджава одним из первых начинает выступать со своими песнями. В 1968 году в Париже, несмотря на сопротивление советских властей, вышел его первый профессио-нально записанный диск.
Перу Окуджавы принадлежит несколько романов и повестей, сценариев к кинофильмам: «Глоток свободы», «Путешествие дилетантов», «Старинный водевиль», «Свидание с Бонапар-том», «Женя, Женечка и «Катюша», «Верность» и др., сотни стихотворений и песен.
Всю жизнь Окуджава считал себя атеистом, но в последние годы часто говорил с близки-ми о Боге. Крещение он принял в Париже, всего за несколько часов до смерти, и при крещении имя ему было дано Иоанн. Странное совпадение: в своей автобиографической прозе он называл себя Иваном Ивановичем. Один из православных священников сказал: «Окуджава только ду-мал, что он не верит в Бога. На самом деле его песни – это псалмы нашего века».
Одна из самых любимых и им самим, и всеми нами песен – «Молитва».
Звучит песня Б. Окуджавы «Молитва».
2-ой рассказчик:
Юрий Визбор (1934 – 1984)
Мы были так богаты чужой и общей болью,
Наивною моралью, желаньем петь да петь.
Всё это оплатили любовью мы и кровью.
Не дай нам Бог, ребята, в дальнейшем обеднеть.
В школьные годы Юрий впервые взял в руки гитару, в 14 лет написал свое первое четве-ростишие. Мечтал стать летчиком или футболистом, но поступил в педагогический институт.
Визбор написал сценарии к сорока документальным лентам, по сценариям Визбора снято несколько художественных фильмов: "Год дракона", "Прыжок", "Завтрак с видом на Эльбрус" и др. Известен Визбор и как драматический актер. Самая известная роль Визбора - Борман в "Семнадцати мгновениях весны".
Юрий Визбор – путешественник и альпинист, он участвовал в экспедициях на Кавказ, Па-мир и Тянь-Шань, был инструктором по горнолыжному спорту. Увлечение альпинизмом на-шло отражение в песнях и сделало песни Визбора популярными среди туристов, хотя немногие из них знают, что именно он является автором песен, которые считаются народными.
Визбор – автор более 300 песен, и более 50 песен на его стихи создано другими компози-торами.
Звучит песня Ю. Визбора «Милая моя».
3-ий рассказчик:
Владимир Высоцкий (1938 – 1980)
Я, конечно, вернусь…
Звучит фонограмма телевизионного интервью В.Высоцкого: «Вы спросили, кем я себя больше считаю – поэтом, композитором, актёром? Вот я не могу вам впрямую ответить на этот вопрос. Может быть, всё будет называться каким-то одним словом, и тогда я скажу: «Я себя считаю вот этим-то». Этого слова пока нет… Я думаю, сочетание тех жанров и элементов искусства, которыми я занимаюсь и пытаюсь сделать из них синтез, может, это – какой-то новый вид искусства…»
Кто не знает Высоцкого?! Его имя получило мировую известность.
Если попытаться определить место Высоцкого в истории нашей культуры несколькими словами, то это будет так: олицетворённая совесть народа. При жизни он не был удостоен ни званий, ни наград, но стал поистине народным. Его могучий талант, его творчество стали для него нерукотворным памятником.
Он был целеустремлённым человеком, трудился, что называется, «на износ», обладал уди-вительной памятью, и это очень помогало ему в поэтическом и артистическом поиске. Он весь был в движении, жил головокружительными ритмами своего времени, жил, как сейчас говорят, на разрыв аорты.
Выдающийся артист, сыгравший на подмостках театра более 20 ролей, снявшийся в 24-х кинофильмах, способный даже второстепенную роль превратить в одну из центральных, вре-зающихся в память зрителя на долгие годы, замечательный поэт, автор более 600 стихотворе-ний и создатель нового вида искусства - актёрской авторской песни, Высоцкий буквально взо-рвал страну, обрушив на неё лавину проблем, ярких характерных ролей, острых сюжетов и си-туаций и гражданского пафоса. Он был всегда предельно искренен: в песнях о войне и в песнях о спорте, в песнях о дружбе и о любви. Он умел болеть общим горем, он умел обличать поро-ки общества без нравоучений, он умел пошутить, он гордился историей своего народа и своей сопричастностью к ней.
Звучит фонограмма песни В. Высоцкого «Кто сказал, что земля умерла».
«Он начал писать для узкого круга людей, а пришёл к самой широкой аудитории, пришёл к предельному выражению себя, а выражать себя – значит добиваться наивысшего наслажде-ния, - писал Окуджава. – …Всё стало подлинным – и страдание, и ненависть, и любовь…»
Звучит «Песня о друге» В.Высоцкого.
4-ый рассказчик:
Игорь Тальков (1956 – 1991)
Песни - это кратчайший путь к сердцу и уму человека.
Природа мудра, и Всевышнего глаз
Видит каждый наш шаг на тернистой дороге.
Наступает момент, когда каждый из нас
У последней черты вспоминает о Боге.
Родители Игоря Талькова были репрессированы, познакомились, отбывая срок, и брат Игоря Владимир родился за колючей проволокой.
В 1975 году, когда Игорю было 18 лет, на площади в Туле он высказал все, что думает о Брежневе, о прошлом, настоящем и будущем России. От тюрьмы его спас друг Анатолий Конд-ратьев, известный велогонщик. Затем армия, стройбат.
Популярность пришла к Талькову в 1980 году. После исполнения песни "Чистые пруды" он появляется в радиоэфире и на телеэкране. Его творчество вызывает самые разные эмоции: радость, печаль, негодование, но никогда - равнодушие. В его песнях, остросоциальных, над-рывных, - боль за униженную гордость народа, страдания человека, осознающего глубину тра-гедии своей земли. И отсюда, возможно, сценический образ только что вернувшегося с поля боя, понесшего огромные потери, но не покоренного русского воина-защитника...
Звучит фонограмма песни И. Талькова «Россия».
Тальков снимается в фильме "Князь Серебряный" и получает предложение сняться в ки-ноленте "За последней чертой", где играет, как ни странно, предводителя банды рэкетиров. Ин-тересная деталь: по сюжету главный герой - бывший боксер Дрёмов (актёр Е.Сидихин) в конце фильма врывается на бандитскую "малину" и расстреливает в упор всех своих обидчиков, в том числе и персонаж Талькова. Этот сюжет снимался 6 октября 1990 года, а ровно через год, 6 ок-тября 1991 года, Игоря Талькова убивают по-настоящему… Память о нём живёт в наших серд-цах.
Звучит песня И. Талькова «Чистые пруды».
5-ый рассказчик:
Виктор Цой (1962 -1990)
На извечный и любимейший вопрос всех корреспондентов: «С чего началось твое увлече-ние музыкой?» – Виктор Цой отвечал обычно так: «Конечно, с гитары». Первую гитару Вите подарили родители, когда он учился в 5-ом классе, а уже в 8-ом он организовал в школе свою группу.
В художественное училище им. Серова, куда он поступил после школы, Цой также сразу создал группу. Кстати, закончил Цой художественное СГПТУ по специальности «резчик по де-реву».
Виктор был русским наполовину: мать Валентина Васильевна - русская, коренная ленин-градка, ее муж - кореец, родом из Казахстана. Виктор с интересом изучал восточную культуру - китайскую и японскую, занимался восточными единоборствами. Его идеалом был Брюс Ли.
Цой был разносторонне одарён от природы: он прекрасно рисовал, писал стихи и музыку, снялся в кинофильме «Игла».
Вот как Виктор говорит о понимании своего места в жизни: «Для чего я живу? - Чтобы за-ниматься своим делом, чтобы было интересно жить. А каким бы хотел себя видеть? - Я бы хо-тел не запятнать свое доброе имя, чтобы ни у кого не было повода меня в чем-либо упрекнуть. Все остальное не очень важно». Это интервью состоялось незадолго до его гибели...
К сожалению, Виктор Цой погиб в самом расцвете творческих сил при не выясненных до конца обстоятельствах, но он оставил нам свои замечательные песни.
Звучит фонограмма песни В. Цоя «Группа крови на рукаве».
Преподаватель:
Бард не тот, кто просто сочиняет стихи и исполняет их под гитару. Бард – Поэт в высоком, средневековом, смысле: он воспевает подвиг и любовь, дух народа и душу народа. Поэтому бардовская песня часто рассказывает о войне, о людях, находящихся в экстремальных ситуаци-ях, на грани жизни и смерти, когда человек раскрывается и можно понять, стоит ли идти с ним «в разведку».
На стене класса в одной из школ нашего города висит обычная фотография из выпускного альбома. На ней – мальчишка, выпускник этой школы, погибший в Афганистане. Под фотогра-фией – обжигающие слова из песни В. Высоцкого: «Тот же лес, тот же воздух и та же вода, только он не вернулся из боя…»
Авторская песня конца 90-х годов ХХ века тревожит наши души рассказами о войне в Чечне, о судьбах мальчишек-солдат, которые «уходят в бой».
Звучит фонограмма песни Олега Митяева «В осеннем парке».
Поэзия бардов разнообразна: это лирика, сатира, сказка, баллада. Песни серьёзные, смеш-ные, трагичные, песни-спектакли, песни-репортажи, пародии, стилизации, даже частушки. Не-редко песни исполняются от лица людей разных профессий, национальностей.
Авторская песня – о людях и для людей, о том, чем живём и о чём мечтаем, о любви, вер-ности и надежде на счастье. Вот почему так трогают душу лирические песни, написанные жен-щинами-бардами.
Звучит песня Вероники Долиной «Я никому тебя не уступлю».
Бардовская песня… Она у туристского костра и на космической станции, на сцене сель-ского клуба и в Кремлёвском дворце, на семейной вечеринке и молодёжной тусовке. Дальние дороги, новые места и новые впечатления, расставания и встречи… Но не только общая тема-тика объединяет песни разных авторов, это ещё и разнообразие поэтических интонаций, чувств, широта взгляда на мир и, конечно же, романтика.
Звучит фонограмма песни Александра Розенбаума «Вальс-бостон».
Преподаватель: Совсем ещё недавно (что для истории несколько десятков лет?) автор-ская песня не была признана официальными властями. Мало того, тексты песен подвергались жёсткой цензуре, а авторов-исполнителей, бардов, не выпускали в радио- и телеэфир. Но… всё проходит. В наше время бардовские песни поют открыто. Ежегодно проводится Фестиваль ав-торской песни имени Валерия Грушина. Поднимите руку, кто из вас знает это имя. Кто такой Валерий Грушин? Это тоже один из поэтов-бардов?
Валерий Грушин не был поэтом, он был студентом Куйбышевского авиационного инсти-тута имени академика С.П. Королёва.
Почему же имя обычного студента носит Фестиваль авторской песни?
6-ой рассказчик:
…Это произошло в Иркутской области. Группа студентов-туристов долетела до посёлка Нерха, откуда начинался их маршрут. Пеший переход и постройка плота для сплава по реке Уде заняли много времени, продукты были на исходе, и туристы спешили добраться до бли-жайшего населённого пункта. К вечеру доплыли до метеостанции Хадома. Её начальник ра-душно встретил ребят, пригласил переночевать в его доме, снабдил продуктами.
Утром начальник станции решил отвезти на моторной лодке в Нерху гостивших у него двух сыновей и племянницу. Течение на реке было сильным, вода, налетая на прибрежные кам-ни, вставала огромным валом. Перегруженная лодка на большой скорости взлетела на высокий вал и перевернулась. Люди стали тонуть. Не раздумывая, Валерий бросился в воду. Течение сносило людей на камни, выбраться из воды не было никакой возможности. Валера спас всех, но спастись самому у него уже не хватило сил. Так он погиб.
Сокурсники Валерия Грушина написали письмо в редакцию Всесоюзного радио, и о его подвиге узнала вся страна.
О том, «каким он парнем был», рассказали друзья.
Валерий не был наивным романтиком, он казался старше своих товарищей, да и его жиз-ненный опыт был богаче. До института он работал на заводе, многое мог и умел: метко стре-лять, водить автомашину и мотоцикл, знал толк в электроделе, не говоря уже о своей специаль-ности – радиоаппаратуре. Когда приходил срок курсовых работ, он выбирал самые трудные, самые сложные, но манившие своей новизной темы. У него была трезвая голова и горячее сердце.
Валерий любил природу – леса, горы, реки. За время учёбы в институте он ни разу не про-вёл каникулы в городе. Да что каникулы! Редкий выходной он проводил дома. С весны его па-латка уже стояла на берегу Волги, и здесь он с друзьями готовился к экзаменам, слушал музы-ку, пел песни у костра. Где он только не побывал! Саяны, Алтай, Карпаты, Кольский полуост-ров, Урал. Он почти всегда был руководителем группы, друзья называли его «кэпом», капита-ном. В физическом отношении он ничем не выделялся среди других, сухощавый, даже хрупкий на вид, но у него всегда был самый тяжёлый рюкзак.
Песня сопровождала его повсюду, с гитарой он не расставался. Входил в институтское трио «Поющие бобры», очень хорошо пел, был, что называется душой компании.
Кто из нас не хочет делать людям добра? Но как часто у нас это не получается, потому что мы ждём подходящего случая, момента. Валерий такого момента не ждал…
Преподаватель:
В 1968 году друзья Валерия Грушина собрались в центре Жигулёвских гор, в Каменной Чаше, в том самом месте, куда любил приходить Валера. Собрались, чтобы песнями почтить память своего погибшего друга. Их было около 500 человек. Несмотря на проливной дождь (что сразу стало приметой Грушинского фестиваля), песни не смолкали всю ночь, те самые песни, которые когда-то пел с ними и он. Открылся фестиваль песней В.Высоцкого «Он вчера не вернулся из боя» - любимой песней Валерия Грушина.
Эту встречу назвали Первым Грушинским фестивалем, который теперь проводится еже-годно уже более 40 лет подряд. Лауреатами Грушинского фестиваля в разные годы становились известные поэты-барды: Олег Митяев, Юрий Кукин, Вадим Егоров, Валерий Боков, Галина Хомчик, Николай Старченков и др.
Иногда говорят, что, когда теряешь близкого человека, в сердце остаётся пустота. Навер-ное, это не совсем так. Дорогой человек всегда живёт в твоей душе, потому что он занимал это место по праву друга или любимого.
Звучит фонограмма песни В. Высоцкого «Он вчера не вернулся из боя».
Преподаватель:
Вот так, начиная свой путь из Средневековья, бардовская песня прочно вошла в наш мир и в нашу жизнь и заняла своё место среди других песенных жанров. И мы не мыслим жизни без неё, потому что в ней есть то, что может помочь человеку, поддержать его в трудную минуту – неистощимая сила, непоказная нежность, чистота человеческих помыслов и размах человече-ской души.
Что-то новое в мире!
Человечеству хочется песен!
Люди мыслят о лютне, о лире.
Мир без песен – неинтересен!
Ветер, ветви, весенняя сырость
И черны, как истлевший папирус,
Прошлогодние травы.
Человечеству хочется песен.
Люди правы.
…На деревьях рождаются листья,
Из щетины рождаются кисти.
Холст растрескивается с хрустом,
И смывается всякая плесень…
Дело пахнет искусством!
Человечеству хочется песен!
И жить этой песне на воле
Под звёздным дырявым шатром,
Сгорать от восторга и боли,
И сердце сжигать нам, доколе
На грешной земле мы живём!
Леонид Мартынов
Звучит фонограмма песни В.Цоя «Звезда по имени Солнце». На авансцену выходят со-листы и исполняют песню вместе с залом.
Преподаватель: Литературно-музыкальная композиция «Мы жили судьбами других» по-дошла к концу. До новых встреч, друзья!

Примечание
• Завершить мероприятие можно игрой «Угадай мелодию», в которую включить не только песни тех исполнителей, о которых было рассказано, но и песни, не прозвучавшие во время проведения литературно-музыкальной гостиной.

Список рекомендуемой литературы

1. Авторская песня. Книга для ученика и учителя. — М., 2003.
2. Андреев Ю.А. Наша авторская. — М., 2002.
3. Беленький Л. П. Возьмёмся за руки, друзья!: Рассказы об авторской песне/ Авт.-сост. Л. П. Беленький. - М, 1990.
4. Бирюкова С. С. Спасите наши души... (Окуджава—Высоцкий— бард-рок). Тамбов, 1990
5. Добровольский Б. М. Современные бытовые песни городской молодежи // Фольклор и худо-жественная самодеятельность. - М., 1968
6. Левин Л. И. Авторская песня// Эстрада в России. ХХ век. Энциклопедия. - М.: "Олма-Пресс", 2004
7. «Нет хода нам назад». 33 московских барда. — М., 2001
8. Ничипоров И. Б. Авторская песня в русской поэзии 1950 – 1970-х гг.: творческие индивиду-альности, жанрово-стилевые поиски, литературные связи. - М., 2006
9. От костра к микрофону: Из истории самодеятельной песни в Ленинграде. - СПб., 1996
10. Рубанова И. Голос из хора // Искусство: Соврем, творч. процессы. - М., 1993
11. Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература. Ч. 2 XX век. - М.: Аванта+, 1999.
12. 50 российских бардов. Справочник. - М., 2001.
Категория: Среднее профессиональное | Добавил: zimino (03.05.2016) | Автор: Богданова Наталья Яковлевна E
Просмотров: 237 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: