Приветствую Вас Гость | RSS
Регистрация | Вход

Темы для Юкоз

Поделиться

Форма входа


Поиск по сайту

НАШИ партнёры:

МЫ ВКонтакте

ОТ ПАРТНЕРОВ:
ЦПМ "ЭВРИКА":

Статистика

Главная » Статьи » Публикации » Среднее профессиональное

Учебно-методический проект "Душа бессмертна, искусство вечно"
ГБПОУ
«Светлоградский педагогический колледж»

Учебно-методический проект
Душа бессмертна, искусство вечно

Учебная дисциплина: литература

Автор-составитель: Н.Я. Богданова,
преподаватель филологических дисциплин

Светлоград 2015г.

Автор проекта
Фамилия,
имя, отчество Богданова Наталья Яковлевна
Город, область Ставропольский край, г. Светлоград
Название учебного заведения ГБПОУ «Светлоградский педагогический колледж»
Описание проекта
Название темы учебного проекта
Душа бессмертна, искусство вечно
Краткое содержание проекта
Сведения о русской поэзии рубежа ХХ – ХХI вв. (Серебряный век), получаемые школьниками, носят фрагментарный характер, что предопределено самой логикой общепринятой схемы литературного образования: сначала научить «читать», а затем познакомить с историко-литературной классикой. Поэзия Серебряного века отличается стилевой многосоставностью, сложностью формы и глубиной содержания. Ни одна из современных школьных программ не предусматривает систематической работы над поэтическим наследием Серебряного века, следовательно, тема проекта актуальна и значима и в плане обучения, и в плане развития и воспитания будущих учителей.
Данный проект охватывает такие аспекты темы, как «Поэзия как волшебство», «Поэзия как мастерство», «Поэзия как «зеркало души», «Поэзия как «тоска по мировой культуре», «Поэзия как диалог с предшественниками», «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся…»
При работе над проектом студенты получат представление о фонетических аспектах организации стиха, об основных композиционных приёмах и ритмических закономерностях в практике поэтов Серебряного века; познакомятся с особенностями лирического героя и ролью индивидуального, личностного, начала в творчестве поэтов-символистов и поэтов-акмеистов; узнают об исторических, мифологических и литературных аллюзиях в поэзии Серебряного века и о назначении читателя как «соавтора» поэтического произведения. Историко-литературный ракурс изучения данной поэтической эпохи предполагает как «панорамное» освоение важнейших модернистских течений (символизма, акмеизма, футуризма), так и обращение к индивидуальной творческой практике поэтов – ярких представителей поэзии Серебряного века.
В ходе работы над проектом студенты используют различные источники информации (печатные, Internet); самостоятельно проводят групповые исследования по представленным темам и выступают с отчётами (рефератами, презентациями) на семинарах.
Учебная дисциплина
Литература
Класс(ы)
Для студентов 1 курса СПО
Приблизительная продолжительность проекта
8 занятий (16 часов), 4 недели

Основа проекта
Образовательные стандарты
Основные историко-литературные сведения
Традиции и новаторство в русской литературе на рубеже XIX-XX веков. Новые литературные течения. Модернизм.
Основные теоретико-литературные понятия
Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей и поэтов рубежа веков.
Новый образовательный стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. Этот гражданин:
- любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
- креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир;
- мотивированный на творчество и инновационную деятельность;
- готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;
- умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать.
Планируемые результаты обучения
После завершения проекта студенты приобретут следующие умения и навыки:
• личностные:
- умение принимать решения и прогнозировать их последствия;
- навыки толерантного поведения, сотрудничества;
- навыки анализа собственной деятельности;
• метапредметные:
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;
- умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение увидеть проблему и наметить пути ее решения;
- умение использовать исследовательский подход к познавательной деятельности;
- навыки учебно-исследовательской и проектной деятельности;
- навыки самостоятельной индивидуальной работы и работы в команде;
• предметные:
- умение оценивать художественную интерпетацию литературного произведения в других видах искусств (графика и живопись, театр, кино, музыка);
- навыки литературоведческого исследования;
- навыки комплексного филологического анализа художественного текста.

Вопросы, направляющие проект
Основополагающий вопрос Жизнь, Смерть, Бог, Любовь – «вечные» темы искусства.
Проблемные
вопросы учебной темы • В чём суть метафоры «Серебряный век»?
• Серебряный век – это русский декаданс или русский ренессанс?
• Вечно ли творчество поэтов Серебряного века?
• Могут ли другие виды искусства помочь интерпретировать поэтический текст?
• Какую роль сыграл Серебряный век в развитии современного искусства?
Учебные вопросы - Философская основа и общая характеристика поэтических школ (течений) Серебряного века.
- Особенности поэтики символистов.
- Сходство и различие позиций «старших символистов» и «младосимволистов».
- Вклад символистов в русскую поэзию.
- Обзор творчества поэтов-символистов (В.Брюсов, К.Бальмонт, И.Анненский, Ф.Сологуб, А.Белый, ранний А.Блок).
- Особенности поэтики акмеистов. Различие и сходство между символизмом и акмеизмом.
- Вклад акмеистов в русскую литературу.
- Обзор творчества поэтов-акмеистов (Н.Гумилёв, О.Мандельштам, ранняя А.Ахматова).
- Основные положения программы футуристов. Их новаторство.
- Обзор творчества поэтов-футуристов (В.Хлебников, И.Северянин, ранний В.Маяковский).
- Обзор раннего творчества С.Есенина.
- Обзор творчества поэтов, не относящихся к поэтическим школам модернизма (М.Волошин, ранняя М.Цветаева, ранний Б.Пастернак).
- Традиции русской классики в поэзии Серебряного века.
План оценивания
График оценивания
До работы над проектом Работа над проектом и выполнение заданий студентами После завершения работы над проектом
Стартовая презентация преподавателей.
Эвристическая беседа.
Мозговой штурм.
Обсуждение общего плана проведения проекта.
Обсуждение плана работы над проектом в группах.
Направленный поиск информации в Интернете, периодической печати, исторической и художественной литературе.
Маршрутные листы для групп студентов (создание презентации, буклета).
Контрольные листы продвижения по проекту студентов и преподавателей.
Рефлексия
Критерии оценивания проекта.
Критерии оценивания студенческих работ.
Представление проектов.
Таблицы общего оценивания.
Итоговое обсуждение.

Описание методов оценивания
1. В начале проектной деятельности проводится оценка стартовых знаний студентов (формирующее оценивание) с помощью презентации преподавателей и поддерживающей её эвристической беседы, мозгового штурма. Затем обсуждается общий план проекта и планы работы групп.
2. С учетом стандарта составляются критерии оценивания будущих работ (презентация, буклет, реферат, сообщение), по которым осуществляется контроль и самоконтроль в группах. По итогам работы каждой группы преподавателями заполняется оценочный лист продвижения по проекту, где отмечаются своевременность выполнения работы, правильность ее выполнения, логичность изложения и подачи информации, источники информации, творческий подход, умение делать выводы, соответствие целей результатам работы. Это позволяет преподавателям своевременно скорректировать работу групп в нужном направлении и обеспечить обратную связь. Студенты заполняют маршрутные листы продвижения по проекту, которые помогают им держаться в русле проекта. На протяжении проекта несколько раз проводится рефлексия, которая позволяет студентам оценить свой вклад в совместную работу; заполнить рубрики оценки качества продукта и скорректировать его.
3. После завершения работы над проектом проводится итоговое представление работы групп, где заслушиваются выступления студентов с итогами своей работы. В первую очередь оценивается умение аргументированно выступать перед аудиторией, участвовать в обсуждении, задавать вопросы, учитывается содержательность и логичность выступлений, грамотность, креативность.
В ходе выступлений представители групп демонстрируют результаты своей деятельности – презентации или публикации и рефераты. Остальные студенты оценивают предъявленные работы с помощью бланков оценивания.
4. Завершается проект коллективной рефлексией и обсуждением вопросов: Что удалось и чего не удалось сделать в данном проекте? Какие вопросы необходимо обсудить (раскрыть) в будущих работах?

Сведения о проекте
Необходимые начальные знания, умения, навыки
Знания и умения, необходимые учащимся для участия в проекте
Знания: базовые знания по литературе на уровне 1-го курса СПО.
Умения: работа с различными источниками информации, поиск информации в интернете, подготовка и проведение презентации.
Пользовательские навыки работы на ПК: с текстовым и графическим редактором, мастером создания презентаций. Навыки решения простейших логических задач и соблюдения техники безопасности.

Учебные мероприятия
Перед началом работы над проектом:
Представление учащимся краткой информации о проектном методе обучения. Ознакомление учащихся с правилами работы в Интернете (медиабезопасность).
Этап I. (1-ое занятие, 2 ч)
Формирующее оценивание и планирование: эвристическая беседа, вводная презентация преподавателей; «мозговой штурм» в группах, обсуждение общего плана проекта, планирование работы над проектом в группах.
Этап II. (2-4 занятия, 6 ч)
Определение направления поиска, поиск информации в разных источниках (по группам).
Организация и проведение необходимых экспериментальных исследований.
Критическое осмысление и анализ информации, выбор главного.
Сравнительный анализ результатов теоретических и практических исследований.
Подготовка информации для презентаций, публикаций, рефератов.
Оценивание и корректировка планов работы в группах, заполнение листов продвижения по проекту преподавателями и студентами, самооценивание и взаимное оценивание с опорой на «Критерии оценивания презентации и публикации» в бланках оценивания. Самооценивание совместной работы в проекте с помощью контрольных листов. Рефлексия.
Этап III. (5-7 занятия, 6 ч)
Создание презентаций, публикаций, рефератов. Самооценивание и корректировка продуктов деятельности. Самооценивание совместной работы в проекте с помощью контрольных листов. Заполнение контрольных листов продвижения по проекту преподавателями и студентами.
Этап IV. (8 занятие, 2 ч)
Учебная научно-практическая конференция (защита продуктов деятельности студентов: рефератов, презентаций, буклетов, сочинений и т.п.).
Рефлексия.
Материалы для дифференцированного обучения
Ученик с проблемами усвоения учебного материала (Проблемный ученик) Для ученика с проблемами усвоения учебного материала необходимо:
- скорректировать цели и задачи обучения;
- при работе в группе выбрать задания по силам;
- составить подробный план продвижения по проекту;
- прикрепить к нему консультанта;
- составить личное расписание, чтобы он имел возможность работать над проектом вне урока;
- разработать адаптированные материалы самооценки;
- разработать контрольные листы с индивидуальными целями и самооценкой их достижения;
- дать возможность представить свою работу в той форме, которая наиболее удобна для ученика.
Ученик, для которого язык преподавания не- родной -
Одаренный ученик В ходе работы над проектом возможны различные пути изучения материала, которые может выбрать сам ученик.
Одарённый ученик выходит за рамки выполняемых задач и проводит более глубокие исследования, расширяя поле деятельности проекта, ставит перед собой более сложные задачи, участвует в конкурсах и олимпиадах разных уровней.
Материалы и ресурсы, необходимые для проекта
Технологии — оборудование
Лазерный диск, компьютеры, принтер, цифровая камера, проекционная система, видео-, DVD-проигрыватель, сканер, другие типы интернет-соединений
Технологии — программное обеспечение
СУБД/электронные таблицы, программы обработки изображений, программы разработки веб-сайтов, настольная издательская система, веб-браузер, текстовые редакторы, программы электронной почты, мультимедийные системы, другие справочники на CD-ROM
Материалы на печатной основе Учебники, методические пособия, хрестоматии, справочный материал и т.д.
Другие принадлежности
Интернет-ресурсы Список веб-адресов, необходимых для реализации проекта
Другие ресурсы -

Примечание: Данный проект предоставляет широкое поле деятельности для преподавателей и студентов, повышает эрудицию, развивает креативное мышление, артистические способности, расширяет читательский кругозор. Темы и объём рефератов, сообщений, сочинений, презентаций; критерии оценивания студенческих работ определяет преподаватель вместе со студентами.

Задания для самостоятельной работы студентов
по теме «Поэзия Серебряного века»

Константин Бальмонт

1. Марина Цветаева писала в «Слове о Бальмонте»: «Возьмём реальность. Бальмонт от неё целиком и в высшей степени освобождён… Он парит в высотах и не желает спускаться». Как позиция «всемирности» проявилась в облике его лирического героя?
2. Выберите из приведённых ниже характеристик те, которые можно отнести к лирическому герою Бальмонта:
- переменчивость настроений;
- стабильность мироощущения;
- любовь к экзотике;
- напряжённая совестливость;
- сдержанность в проявлении эмоций;
- отсутствие претензии;
- нелюбовь к правилам и ограничениям;
- строгая логика;
- любование своей многогранностью;
- возвышение над мирской суетой;
- неозабоченность своей репутацией;
- шутливость самооценок.

3. Прокомментируйте следующую декларацию лирического героя Бальмонта: «Я – для всех и ничей».
4. Каковы основные формы проявления бальмонтовского «культа мгновения»?
5. «Символизм делает самый стиль, самоё художественное вещество поэзии одухотворённым, прозрачным, насквозь просвечивающим», - писал Д. Мережковский в своей знаменитой статье 1892 года. Соотнесите этот тезис с особенностями изобразительной манеры Бальмонта.
6. Образы каких природных стихий особенно значимы в лирике поэта?
7. В чём специфика композиции бальмонтовских стихотворений? Как отражается в ней установка поэта на эффект импровизации?
8.Приведите примеры составных прилагательных из стихотворений поэта. С каким стилем живописи можно соотнести цветосветовую палитру Бальмонта?
9. Почему тексты Бальмонта привлекали русских композиторов ХХ века (С.Танеева, С.Прокофьева, И.Стравинского и др.)?
10. В чём сила и слабость «музыкальности» Бальмонта? Каковы излюбленные им приёмы ритмической и фонетической организации?

Валерий Брюсов

1. Какую роль в формировании символизма сыграл В.Брюсов? Почему многие сторонники «новых течений» в литературе начала ХХ века считали его своим учителем?
2. В чём особенность понимания Брюсовым задач символизма?
3. Охарактеризуйте тематический репертуар поэзии Брюсова. Как проявилась у раннего Брюсова установка на эпатирование публики? Какова роль экзотики в стихах 90-х годов? Как можно определить позицию поэта по отношению к социальной жизни?
4. В чём особенность воплощения урбанистической тематики в поэзии Брюсова на фоне творчества его современников?
5. Составьте психологический портрет лирического героя Брюсова.
6. На какие культурно-исторические «маяки» ориентируется поэзия Брюсова? Назовите важнейшие пласты историко-художественного наследия, ценимые поэтом (многие из них перечислены в стихотворении «Фонарики»).
7. Какие качества поэтического стиля Брюсова позволяли современникам называть его «поэтом бронзы и мрамора»?
8. В чём суть экспериментирования Брюсова с формой в стихотворении «Побледневшие звёзды дрожали…»?
9. В чём особенность символики в стихотворениях Брюсова? Какие качества восприятия лежат в основе брюсовских образов – рациональность или интуиция?
10. После выхода в свет в 900-е годы лучших стихотворных сборников Брюсова один из рецензентов писал, что «у Брюсова нет соперников в области рифмы, ритма, стиля, отточенности стиха». Подтвердите эту высокую оценку конкретными примерами формального мастерства поэта.
Иннокентий Анненский

1. Прокомментируйте высказывание мемуариста: «Принадлежа к двум поколениям, к старшему возрастом и бытовыми навыками, к младшему – духовной изощрённостью, Анненский как бы совмещал в себе итоги русской культуры…» Как проявилась в лирике поэта его связь с традициями русской классики ХIХ века? Какие грани мироощущения роднят его с поколением «новых поэтов»?
2. Современники говорили о «траурном эстетизме» лирики Анненского. Как связаны в его стихах мотивы красоты и смерти?
3. В чём разница в использовании образов-символов Анненским и другими символистами?
4. Назовите наиболее характерные предметные реалии, используемые Анненским в качестве «вещных знаков» лирического переживания.
5. Как проявляется в композиции лирических «пьес» поэта принцип ассоциативного сцепления? Можно ли говорить о рациональной логике сцепления образов?
6. В чём композиционная функция и лирическое значение излюбленного поэтом знака препинания – многоточия?
7. Второй катрен сонета «Поэзия» звучит так:
В пустыне мира зыбко-жгучей,
Где мир – мираж, влюбилась ты
В неразрешённость разнозвучий
И в беспокойные цветы.
Какое из словосочетаний этого текста может служить формулой
мироощущения и поэтики Анненского?
8. Приведите примеры прозаизмов и просторечных оборотов, использованных Анненским.
9. В последней строчке самого последнего из написанных Анненским стихотворений («Моя тоска») поэт называет «свою тоску» «недоумелой» и «всегда весёлой». Прокомментируйте эти «странные» определения. Какова роль иронии и самоиронии в стиле поэта?
10. Как проявляется в стихах Анненского ориентация на музыку, которую поэт считал «самым непосредственным… уверением человека в возможности для него счастья»?

Михаил Кузмин

1. Какова позиция М.Кузмина на фоне модернистских течений Серебряного века?
2. Назовите наиболее характерные мотивы лирики поэта. Какое место в его творчестве занимают мотивы игры, карнавала, театрализованных празднеств?
3. В чём наиболее характерные проявления кузминского творческого «дендизма»?
4. Охарактеризуйте репертуар «мелочей, прелестных и воздушных» в поэзии Кузмина.
5. В стихотворении «Фудзий в блюдечке» встречается пример «слоговых близнецов» в словосочетании «но новый трепет». Это одно из проявлений кузминской лирической беспечности. Приведите другие примеры подобного рода из прочитанных вами стихотворений.
6. Как сопрягаются в поэзии Кузмина современность и историко-культурное наследие? Искусство каких эпох особенно близко поэту?
7. На примере стихотворения «Нас было четыре сестры…» покажите, как используются приёмы композиционного параллелизма в кузминских верлибрах.
8. Каково отношение Кузмина к литературным канонам? Можно ли считать его позицию сходной с футуристическим бунтом против условностей? Какова роль иронии (и как черты мироощущения, и как стилистического приёма) в его творчестве?

Николай Гумилёв

1. Какие жизненные поступки Н.Гумилёва созвучны мировоззренческой позиции его героя?
2. Каковы наиболее характерные «маски» лирического героя в ранней поэзии Гумилёва?
3. В каком из прочитанных вами стихотворений содержится пророчество о будущей гибели поэта?
4. Пользуясь заголовками стихотворений Гумилёва, опишите географию странствий его лирического героя. Каковы обитатели «зоологического сада» его поэзии? В чём функции географической и зоологической экзотики в его творчестве?
5. «Символизм был достойным отцом», - писал Гумилёв в своём акмеистическом манифесте. Чем обязана ранняя поэзия Гумилёва наследию символизма?
6. Прокомментируйте один из важнейших акмеистических тезисов Гумилёва: «Всегда помнить о непознаваемом, но не оскорблять своей мысли о нём более или менее вероятными догадками – вот принцип акмеизма». Как этот принцип повлиял на характер лиризма в акмеистических стихах поэта?
7. В.Жирмунский писал о творческой позиции Гумилёва и других акмеистов: «…Формальное совершенство, это художественное равновесие… достигается рядом существенных уступок и добровольным ограничением задач искусства: не победа формы над хаосом, а сознательным изгнанием хаоса. Всё воплощено, оттого что удалено невоплотимое, всё выражено до конца, потому что отказались от невыразимого». Применимо ли наблюдение критика к поздней лирике Гумилёва? Какими образными средствами передан «хаос» человеческого существования в стихотворениях «Огненного столпа»?
8. Сопоставьте «живописные» и «музыкальные» эффекты поэтического стиля Гумилёва. Какими приёмами поэт вызывает у читателя пластические представления?
9. В книгу «Чужое небо» включён перевод программного стихотворения Теофиля Готье «Искусство»:
Созданье тем прекрасней, Чеканить, гнуть, бороться,
Чем взятый материал – И зыбкий сон мечты
Бесстрастней, Вольётся
Стих, мрамор иль металл… В бессмертные мечты.
Насколько органичны эти принципы для поэзии Гумилёва? Всегда ли поэт следовал этим принципам?
10. При всей значительности свершившейся в его лирике эволюции Гумилёв сохранил неизменными основные качества лирического героя. Каковы эти качества? Что позволяло поэту утверждать: «От «Романтических цветов» // И до «Колчана» я всё тот же»?

Велимир Хлебников

1. Как проявилась в творчестве В.Хлебникова генетическая близость литературного футуризма с авангардными явлениями живописи?
2. Хлебников называл поэта «небоводом». Опираясь на тексты стихотворений, дайте толкование этому неологизму.
3. В слове «скрыт ночной звёздный разум и дневной солнечный», - писал Хлебников. Поэт разграничивал бытовое значение слова и его «чистый смысл». Приведите примеры из стихотворений, свидетельствующие о появлении у слова новых значений.
4. Какое место в приведённых стихотворениях занимают образы растений и животных? Какими отношениями в мире Хлебникова связаны человек и его природное окружение?
5. По каким словообразовательным моделям созданы поэтом слова: «крылышкуя», «омамаены», «заратустрь», «смеюнчики»?
6. В чём своеобразие приёмов рифмовки, используемых Хлебниковым?
7. Как проявился в стихотворениях Хлебникова футуристический принцип «сдвига» (приведите примеры синтаксических неправильностей, образных метаморфоз, ритмических сбоев)?
8. Поэма Хлебникова «Разин» начинается строчкой: «Я Разин и заря». Соотнесите её с другим высказыванием поэта: «Я – Разин напротив, // Я – Разин навыворот».
9. Современник и участник футуристического движения Б.Лившиц писал, что у Хлебникова «весь Даль с его бесчисленными речениями крошечным островком всплыл среди бушующей стихии». В чём, по-вашему, связь между областными просторечиями и словотворчеством Хлебникова?
10. Какими строчками поэта вы бы выразили «сердечную мысль» Велимира Хлебникова?

Марина Цветаева

1. В чём особенности цветаевского лиризма? Как соотносятся биография поэта и её творчество? Как связаны автобиографизм творчества М.Цветаевой с её установкой на «поэтическое вымышление», раскрывающее то, «как вещь могла и долженствовала быть»?
2. Каковы важнейшие черты лирической героини в поэзии Цветаевой? Почему Цветаева предпочитала называть себя «поэтом», а не «поэтессой»? Как выразились в её поэзии трагические основы мироощущений? Почему поэт в цветаевском понимании – трагический избранник?
3. Назовите излюбленные поэтические темы и мотивы Марины Цветаевой. Как они соотносятся с поэтической традицией? Приведите пример переосмысления традиционной темы в лирике Цветаевой (например, темы родины).
4. В чём своеобразие цветаевских приёмов «лирического заражения»? Назовите и проиллюстрируйте примерами излюбленные Цветаевой приёмы поэтической стилистики.
5. По словам И.Бродского, цветаевский стих «отличается почти патологической потребностью договаривать, додумывать, доводить все вещи до логического конца…». Как это свойство сказывается на композиционной структуре её стихотворений?
6. Как трансформировались в поэзии Цветаевой 20-30-х годов песенные рефрены её лирики 1917-1920 годов?
7. Какие типы повторов и параллелизмов использованы в стихотворении «Я – страница твоему перу…»? Какова конструктивная роль контраста в этом стихотворении?
8. Прокомментируйте стихотворное утверждение Цветаевой: «Я не верю стихам, которые льются, рвутся – да!»
9. Приведите примеры языкового новаторства Цветаевой (окказиональной семантики, ненормативного использования синтаксиса).
10. Какими были отношения М.Цветаевой с современными ей поэтическими школами? Как соотносится поэтический стиль Цветаевой с поэтической техникой футуризма?

План реферата
по теме «Поэзия Серебряного века»

I. Введение
Суть метафоры «серебряный век». Традиции, преемственность, связь с «золотым веком» русской поэзии. Активность литературной жизни. Временные рамки Серебряного века. Основные литературные школы (течения).

II. Основная часть
1. Истоки и задачи символизма:
• французский символизм, философия В.С. Соловьёва;
• задача возрождения литературы, постижение мирового единства через символы.

А) Искания «старших символистов»:
• символизм как литературная школа;
• «создание искусства – приотворённые двери в вечность» - Брюсов;
• формальное экспериментирование, музыкальные композиционные приёмы в поэзии (примеры – Бальмонт и др.);
• установка на самоценность, автономность искусства («искусство для искусства»);
• религиозно-философские поиски «старших символистов» (Д.Мережковский, З.Гиппиус);
• декадентство и символизм.

Б) Символизм как целостное мировоззрение, способ творческой перестройки жизни для «младосимволистов»:
• установка на сотворчество читателя;
• мифотворчество;
• пессимистическая мифология Ф.Сологуба;
• мистические идеалы и вера в обновление мира (А.Белый);
• раннее творчество А.Блока: образ «Вечной Женственности»;
• открытие многозначности слова;
• музыкальность поэзии;
• новое содержание искусства как объединяющего людей начала.

2. Истоки акмеизма (символизм). Противостояние акмеизма символизму. «цех поэтов»:
• отношение к поэзии как к мастерству;
• утверждение красоты жизни в её конкретно-чувственных проявлениях, возрождение традиций «золотого века» русской поэзии;
• романтические мотивы, географическая и историческая экзотика в творчестве Н.Гумилёва;
• новое содержание предметного мира и значение бытовой детали в раннем творчестве А.Ахматовой;
• возвращение ценностей и красоты реального мира в поэзии акмеистов.

3. Футуризм как выражение стремления к будущему:
• декларация футуристов («Пощёчина общественному вкусу»);
• пафос отрицания «старого искусства», утверждение «нового искусства», призванного преобразить мир;
• установка на обновление поэтического языка, активное словотворчество, новые композиционные и графические эффекты в поэзии (В.Каменский, В.Хлебников, В.Маяковский), отношение к слову как к конструктивному материалу;
• эстетическое бунтарство футуристов как реакция на стремительно меняющийся мир;
• новые функции искусства как выражение творчества масс;
• малые эксперименты футуристов; борьба со стереотипами в «эгофутуризме» И.Северянина.

III. Заключение
Заслуги поэзии Серебряного века: выражение настроения эпохи, поиски новых путей в искусстве, разнообразие творческих индивидуальностей, привлечение читателя к сотворчеству. Развитие традиций поэтов Серебряного века в современной поэзии.

Список рекомендуемой литературы

Хрестоматии и антологии русской поэзии начала ХХ века
 Поэтические течения в русской литературе конца ХIХ – начала ХХ века: Литературные манифесты и художественная практика: Хрестоматия /Сост. А.Г. Соколов. – М., 2001.
 Русская поэзия ХХ века: Антология русской лирики первой четверти ХХ века /Сост. И.С. Ежов, Е.И. Шамурин. – М., 2007.
 Русская поэзия начала ХХ века. – М., 1997.
 Русские поэты Серебряного века: Сб. стихотворений: В 2 т./Сост. О.А. Кузнецов. – Л., 1991. Т.1: Символисты.

Мемуарная литература
 Александр Блок в воспоминаниях современников: В 2 т. – М., 1980.
 Анненков Ю. Дневник моих встреч. Цикл трагедий: В 2 т. – Л., 1991. Т.1.
 Белый А. На рубеже двух столетий: Воспоминания: В 3 кн. – М., 1989.Кн. 1.
 Лившиц Б. Полутораглазый стрелец: Стихотворения, переводы, воспоминания. – Л., 1989.
 Николай Гумилёв в воспоминаниях современников. – М., 1990.
 Одоевцева И. На берегах Невы. – М., 1988.
 Серебряный век: Мемуары. – М., 1990.
 Ходасевич В.Ф. Некрополь: Воспоминания. – М., 1991.
 Цветаева М. Воспоминания о поэтах // Цветаева М. Соч.: В 2 т.-М.,1984.Т.2.

Сборники литературно-критических статей, исследования и монографии
 Анненский И.Ф. Книги отражений. – М., 1999
 Брюсов В. Из книги «Далёкие и близкие» // Брюсов В. Соч.: В 7т. - М., 1975. Т. 6.
 Волошин М. Лики творчества: Книга четвёртая: Современники. 2-е изд. – Л., 1989.
 Гинзбург Л. О лирике. 20е изд. – Л., 2000.
 Гумилёв Н.С. Письма о русской поэзии. – М., 1990.
 Долгополов Л. На рубеже веков. – Л., 1977.
 Ермилова Е.В. Теория и образный мир русского символизма. – М., 2005.
 Жирмунский В.М. Преодолевшие символизм// Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. – Л., 1977.
 Колобаева Л.А. Концепции личности в русской литературе рубежа ХIХ – ХХ вв. – М., 1990.
 Максимов Д. Русские поэты начала ХХ века: Очерки. – Л., 2001.
 Мандельштам О. Слово и культура. – М., 1987.
Справочники
 Русские писатели, ХХ век: Биобиблиографический словарь: В 2 ч.-М., 1990.
 Русские писатели. 1800 - 1917. Биографический словарь. – М., 1989 – 1999. Т.1-4.
 Русские писатели ХХ века. Биографический словарь/Сост. П.А. Николаев. – М., 2000.

Интернет-ресурсы
• http://www.litera.ru/
• http://www.geogle.com/
• http://www.litera.ru/
• http://www.wikipedia.org/
• http://www.artint.ru/
• http://www.silverage.ru/
Категория: Среднее профессиональное | Добавил: zimino (03.05.2016) | Автор: Богданова Наталья Якоалевна E
Просмотров: 364 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: