Приветствую Вас Гость | RSS
Регистрация | Вход

Темы для Юкоз

Поделиться

Форма входа


Поиск по сайту

НАШИ партнёры:

МЫ ВКонтакте

ОТ ПАРТНЕРОВ:
ЦПМ "ЭВРИКА":

Статистика

Главная » Статьи » Публикации » Среднее профессиональное

Особенности организация работы с детьми с общим недоразвитием речи в дошкольном учреждении
Деятельность дошкольного учреждения направлена на подготовку детей к успешному обучению в школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь.
В настоящее время невозможно представить дошкольное образование без коррекционной работы учителей-логопедов. Педагоги все чаще сталкиваются с проблемой нарушения речевого развития у дошкольников.
Общее недоразвитие речи – это такая речевая патология, которая возникает у детей с первично сохраненным интеллектом и слухом и выражается в недостаточной сформированности всех компонентов языковой системы: лексики, грамматики, фонетики и, как следствие, связной речи.
Общее недоразвитие речи может проявляться в разной степени. Условно выделяют три уровня речевого развития.
1-й уровень – отсутствие общеупотребительской речи. Подразумевает практически полное отсутствие речи (такие дети получили название «безречевые дети»).
Детьми используются лепетные слова, звукоподражательные комплексы, некоторые существительные и глаголы бытового характера, неполные лепетные предложения, звуковая форма которых имеет смазанную и непостоянную структуру. В большинстве случаев ребёнок «помогает» себе мимикой, жестами.
2-й уровень – начатки общеупотребительской речи. Отмечается прибавлением к жестам и лепетным словам неверных, но имеющих постоянный характер общеупотребительных слов.
Дети со вторым уровнем ОНР начинают различать некоторые грамматические формы слов, имеющих ударные окончания. Тем не менее, данный процесс ещё очень неустойчив и недоразвитие речи у таких детей имеет выраженный характер. Речевые высказывания отличаются бедностью. Ребёнок просто перечисляет те предметы и действия, которые непосредственно им воспринимаются. Такие дети не обращают особого внимания на число, род и падеж употребляемых слов и изменяют их довольно хаотично, бессистемно.
3-й уровень – развернутая фразовая речь с элементами лексико-грамматического фонетико-фонематического недоразвития.
Для третьего уровня речевого недоразвития характерно наличие у ребенка развёрнутой речи, где ребёнок уже использует целые фразы, но наблюдаются нарушения лексико-грамматического и фонетико-фонематического характера. Дети на третьем уровне ОНР могут заменять несколько звуков одной фонетической группы одним звуком («сярф» - шарф).
В дошкольных учреждениях, с цель оказание помощи детям с нарушениями речевого развития функционируют группы компенсирующей направленности и логопедические пункты.
Занятия в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи планируются в соответствии с режимом дня, распределяются по периодам. Количество занятий меняется в зависимости от периода обучения. Основной формой обучения являются фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия.
Предусматриваются следующие виды занятий:
— занятия по формированию связной речи;
— занятия по формированию лексико-грамматических средств языка (расширение словарного запаса и грамматически правильное оформление речи)
— занятия по формированию произношения.
Дети с ОНР имеют особые образовательные потребности и нуждаются в комплексной квалифицированной психолого-педагогической помощи. Для детей таких детей характерен низкий уровень развития основных свойств внимания, у некоторых из них отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. Речевое отставание отрицательно сказывается и на развитии памяти. У таких детей заметно снижены по сравнению с нормально говорящими сверстниками вербальная память и продуктивность запоминания. Дети часто забывают сложные инструкции (трех-четырехступенчатые).
Дети отстают в развитии наглядно-образной сферы мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в воспроизведении точно дозированных движений, снижении скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности представляет выполнение движений по словесной и особенно многоступенчатой инструкциям. Например, им трудны такие движения, как перекатывания мяча с руки на руку, передачи его с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием, прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку.
Эффективность коррекционно-воспитательной работы с детьми определяется четкой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе учителя-логопеда, воспитателей, педагога-психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, а так же родителей дошкольников.
Необходимо отметить, что логопед и воспитатель не подменяют, а дополняют друг друга.
Вся работа воспитателей строится в двух направлениях: коррекционно-развивающее и общеобразовательное, но первое направление является ведущим. Одной из задач воспитателя является закрепление результатов, достигнутых на коррекционных занятиях. Эта работа осуществляется регулярно во время образовательной деятельности и в ходе режимных моментов (в играх, в быту, на прогулках). Ежедневно (во второй половине дня) воспитатель проводит работу с детьми по заданию учителя-логопеда. В течение дня воспитателем проводится артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Так же большое внимание уделяется развитию у детей мелкой моторики, этому могут способствовать игры с мелкими предметами: складывание мозаики и пазлов, игры с песком и водой, тренировочные упражнения с предметами имеющие шнуровку, пуговицы, молнии.
Вопросам взаимосвязи ДОУ с семьей уделяется большое внимание, так как личность ребенка формируется в семье и семейных отношениях. В группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи учитель-логопед привлекает родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних приемах и еженедельно в письменной форме в индивидуальных тетрадях. Рекомендации родителям по организации домашней работы с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей, как в речевом, так и в общем развитии.

Использованная литература:

1. «Коррекция нарушений речи у дошкольников: Часть 1. Организационные вопросы программно-методического обеспечения/Под ред. Л.С. Сековец». – М.: АРКТИ, 2005.
2. Нищева Н.В. «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)». – Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
3. «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития/Под общей ред. С.Г. Шевченко». – М.: Школьная Пресса, 2007.
4. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи». Программно-методические рекомендации. – М.: «Дрофа», 2010.
5. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи .- М., 1991.
Категория: Среднее профессиональное | Добавил: ЛесяН (02.01.2017) | Автор: Курасова Леся Николаевна
Просмотров: 192 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: