Приветствую Вас Гость | RSS
Регистрация | Вход

Темы для Юкоз

Поделиться

Форма входа


Поиск по сайту

НАШИ партнёры:

МЫ ВКонтакте

ОТ ПАРТНЕРОВ:
ЦПМ "ЭВРИКА":

Статистика

Главная » Статьи » Публикации » Высшее

Основные направления повышения эффективности восстановления у волейболисток-школьниц в ходе тренировочных нагрузок.
Основные направления повышения эффективности восстановления у волейболисток-школьниц в ходе тренировочных нагрузок.

Восстановление физического состояния волейболисток-школьниц является составной частью тренировки, поэтому проблема повышение эффективности тренировочного процесса возможно только при условии рационального применения различных восстановительных средств.
В современном спорте проблема восстановления после максимальной физической нагрузки важна, как и сам процесс тренировки, поскольку невозможно достичь каких – либо результатов только за счет увеличения объема и интенсивности нагрузок. В связи с этим методы восстановления и снятия утомления у волейболисток-школьниц приобретают первостепенное значение.
И.М. Сеченов установил, что последствия утомления ликвидируются быстрее в том случае, если человек после работы отдыхает не пассивно, а вовлекает в деятельное состояние мышцы, не принимавшие активного участия в основной работе. Преимущество активного отдыха, перед пассивным, было подтверждено исследованиями ряда учёных при различных режимах мышечной деятельности (М.Е. Маршак, В.В. Розенблат, Н.В. Зимкин и др.).
Цель работы выбор и обоснование наиболее эффективных средств восстановления в тренировочном цикле для волейболисток-школьниц 14-17 лет в условиях среднего образовательного учреждения.
В ходе выполнения работы были выдвинуты следующие задачи:
1. Дать характеристику основным средствам восстановления для волейболисток в тренировочном цикле.
2. Провести оценку физической подготовленности волейболисток-школьниц на базе секции по волейболу МБОУ СОШ 1 г.Новозыбкова с учётом выбранных средств восстановления, приемлемых для школьной среды.
3. Разработать и представить рекомендации по применению наиболее эффективных, доступных, простых и безопасных для школьной среды средств восстановления повышению эффективности восстановления у волейболисток-школьниц в ходе тренировочных нагрузок.
По данным В.М. Зациорского (1990), при нагрузках разной направленности, величины и продолжительности в течение первой трети восстановительного периода протекает около 60%, во второй  30% и в третьей  10% восстановительных реакций. Восстановление функций после работы характеризуется рядом существенных особенностей, которые определяют не только процесс восстановления, но и преемственную взаимосвязь с предшествующей и последующей работой, степени готовности к повторной работе. К числу таких особенностей относят: неравномерное течение восстановительных процессов; фазность восстановления мышечной работоспособности; гетерохронность восстановления различных вегетативных функций; неодинаковое восстановление вегетативных функций, с одной стороны, и мышечной работоспособности - с другой (Гиппенрейтер Б.С., 1966; Розенблат В.В., 1975; Волков В.М., 1977; Граевская Н.Д., 1987, и др.).
Отличительной особенностью протекания восстановительных процессов после тренировочных и соревновательных нагрузок является неодновременное (гетерохронное) возвращение после проделанной тренировочной нагрузки различных показателей к исходному уровню. Установлено, что после выполнения тренировочных упражнений продолжительностью 30 с. с интенсивностью 90% от максимальной восстановление работоспособности обычно происходит в течение 90-120 с. Отдельные показатели вегетативных функций возвращаются к дорабочему уровню через 30-60 с, восстановление других может затянуться до 3-4 мин и более.
Подобная тенденция наблюдается и в ходе восстановления после выполнения программ тренировочных занятий, участия в соревнованиях. Гетерохронизм восстановительных процессов обусловлен различными причинами, в первую очередь  направленностью тренировочной нагрузки.
Данные, представленные в таблице 1. свидетельствуют о процессах восстановления, которые протекают с различной скоростью и завершаются в разное время (Меньшиков В.В., Волков Н.И., 1986).
Таблица 1.– Время, необходимое для завершения восстановления различных биохимических процессов в период отдыха после напряжённой мышечной работы
Процессы Время восстановления
Восстановление О2 – запасов в организме 10-15 с.
Восстановление алактатных анаэробных резервов в мышцах 2-5 мин.
Оплата алактатного О2  долга 3-5 мин.
Устранение молочной кислоты 0,5-1,5 ч.
Оплата лактатного О2  долга 0,5-1, 5 ч.
Ресинтез внутримышечных запасов гликогена 12-48 ч.
Восстановление запасов гликогена в печени 12-48 ч.
Усиление индуктивного синтеза ферментных и структурных белков
12-72 ч.

Интенсивность протекания восстановительных процессов и сроки восполнения энергетических запасов организма зависят от интенсивности их расходования во время выполнения упражнения (правило В.А. Энгельгартда). Интенсификация процессов восстановления приводит к тому, что в определенный момент отдыха после работы запасы энергетических веществ превышают их дорабочий уровень. Это явление получило название суперкомпенсации, или сверхвосстановления. Протяженность фазы суперкомпенсации во времени зависит от общей продолжительности выполнения работы и глубины вызываемых ею биохимических сдвигов в организме.
Для определения силовых способностей использовали метание набивного мяча массой 1 кг из-за головы двумя руками. Метание с места. Испытуемый стоит у линии, одна нога впереди, держа мяч двумя руками внизу перед собой. Поднимая мяч, вверх производится замах назад за голову и тут же сразу бросок вперед. Так же измерялось в см.
Методы математической обработки и статистики применялись для обработки полученных результатов. Достоверность сходства и различия между средне - групповыми значениями исследуемых показателей оценивалась по t – критерию Стьюдента.
По результатам тестирования развития скоростных способностей было выявлено, что у волейболисток в возрасте 14-15 лет, тренирующихся на базе МБОУ СОШ 1 г.Новозыбкова, 36% имеют выше среднего уровня, 36% – ниже среднего, 28% – среднего уровня, а у волейболисток в возрасте 16-17 лет – 34% – ниже среднего, 40% – выше среднего, 26% – средний уровень (рисунок 2.1).



Данные исследования показывают, что больше половины волейболисток экспериментальной группы имеют высокую степень ситуативной тревожности. Мы можем предположить, что это связано с постоянным увеличением нагрузки в тренировочном цикле и незначительной долей восстановительного блока в ходе занятий.
Уровень тревожности мы также исследовали с помощью методики Тейлора (адаптированная В.Г. Норакидзе). Мы проводили тестирование в двух случаях: в комфортной тренировочной обстановке и в ситуации интенсивной подготовки к соревнованиям.
Сравнительные результаты исследования представлены в таблице 2.1 и на рисунке 2.2

Таблица 2.4 – Результаты исследования по методике «Шкала тревожности» Д. Тейлора (адаптированная В.Г. Норакидзе)
Ситуация Уровень тревожности
Очень
высокий Высокий Средний
(с тенденцией
к высокому) Средний
(с тенденцией
к низкому) Низкий
в комфортной обстановке на тренировке 0% 3% 25% 20% 52%
в ходе подготовки к соревнованиям 28% 56% 13% 3% 0%


Рисунок 2.2 – Данные исследования по методике «Шкала тревожности» Д. Тейлора (адаптированная В.Г. Норакидзе)
Категория: Высшее | Добавил: CrazyCat (11.05.2016) | Автор: Мураль Анна Николаевна
Просмотров: 306 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: