Приветствую Вас Гость | RSS
Регистрация | Вход

Темы для Юкоз

Поделиться

Форма входа


Поиск по сайту

НАШИ партнёры:

МЫ ВКонтакте

ОТ ПАРТНЕРОВ:
ЦПМ "ЭВРИКА":

Статистика

Главная » Статьи » Публикации » Дополнительное

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ СОЛЬФЕДЖИО, КАК СПОСОБ ТВОРЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ОДНОГО НЕОБЫЧНОГО МЕЛОДИЧЕСКОГО ОБОРОТА
Обычный человек, не обремененный грузом наследственной гениальности, подчас не в состоянии в полной мере охватить мгновенно информацию, поступившую из окружающего мира. Экономя энергию, он задействует лишь отдельные эмоции на уровне подсознания («нравится – не нравится»). Это естественно и для взрослого, и для ребенка, который так же воспринимает мир не в полном многообразии, не совсем качественно. Однако, в настоящее время, из-за общей тенденции к компьютеризации мышления и глобальному тестированию, качество детских впечатлений страдает настолько, что широко обсуждается проблема ранневозрастного духовного кризиса. И вот уже общество ощущает потребность совершенствования системы образования и воспитания.
Одним из условий совершенствования традиционно выступает углубленное эстетическое развитие, и его разновидность - долговременное планомерное музыкальное развитие в учреждениях дополнительного образования. На современном этапе одним из отличий этого вида развития является его массовость. Сравним: еще в 20-м веке существовала конкурсная система отбора одаренных детей в музыкальные школы. Сейчас музыкой стараются "охватить" как можно больше детей со средними способностями. Такие дети обучаются вместе с одаренными детьми, и процесс музыкального образования чрезвычайно усложняется.
Заметнее всего это сказывается на групповых занятиях теоретического цикла, среди которых по значимости выделяется предмет сольфеджио, формирующий музыкальный слух и его главную составляющую - слух мелодический.
Представим себе: с первых уроков сольфеджио "средние" дети начинают бороться с фальшью, нормами метроритма, интервалики, культивируя в себе комплекс неполноценности, тогда как одаренные дети "пеешагивают порог, который разделяет утонченное одухотворение от вульгарной обыденности"» [см.9, с. 2] и уходят вперед и вглубь - в сферу загадочных тончайших музыкальных смысло-интонаций, вроде остинато, опевания, вводнотоновой ситуации, скачка, движения по звукам стандарных европейских функций...
При этом "за бортом" остаётся один музыкальный элемент, на наш взглдя, доступный всем детям без исключения именно в силу его обыденности. Более того, дети приходит в музыкальную школу, уже неосознанно им владея. Речь идет об интонации, которую часто связывают с человеческой речью. Она характерна не только для музыкального фольклора России, но и многих культур мира. Для камчатского региона, с его мультикультурным социумом, этот параметр крайне важен.
Здесь имеется в виду стабильная квартовая бесполутоновая контурная формула, известная как "опрокинутый трихорд в кварте" » (в терминологии Ф.А. Рубцова \\ [см. 1, с. 2]). Знакомство с этой интонацией отодвигается куда-то за пределы программы по сольфеджио. О ней неичего не говорится при перечислении музыкальных навыков у дошкольников. В курсе русской музыкальной литературы в старших классах ДМШ о ней осторожно упоминают, как о некой "попевке". Выпускники ДМШ имеют о "попевке" очень смутное представление - словно о мифическом представителе какого-то иного мира.
И это не удивительно, в потоке новых музыкальных интонаций она появляется и исчезает мгновенно, успевая лишь вызвать неожиданный всплеск эмоций, но не осмысление. В итоге, такя природная, такая русская "попевка" становится одной из самых трудноосваиваемых элементов музыкального языка. Пристально ее изучают лишь на высшем ученом уровне, в разряде малообъемных ладовых пентатонических структур.
Мы предлагаем освободить столь необычный мелодический оборот "даже не от забвения, а от чего-то худшего, чем забвение, — от непонимания" »[см.2, с. 2], в освоении попевки в динамике – от некой точки отсчета, через творческое восприятие нового музыкального материала, активизацию музыкального мышления ребенка, к самостоятельной интерпретации музыки, в процессе интегрированных занятий по сольфеджио. В уроки сольфеджио инклюзированы элементы слушания музыки, сочинения и импровизации, народного вокала, общего фортепиано, а так же рисованной музыки. Интегрированные уроки реализованы, осуществляются ежегодно, в течение 12 лет, на базе МАУ ДО ДМШ №7 г.Петропавловска-Камчатского, с детьми младшего школьного возраста (подготовительного - 3 класс ДМШ), с любезного согласия администрации школы; в течение 4-х лет обучения - начиная со 2-го полугодия в подготовительном классе, заканчивая 2-м полугодием 3 класса.
Точкой отсчета интегрированных уроков стал метод интерактивного обучения под условным названием "дидактическая игра с попевкой".
Характерные особенности практического применения ингегрированных уроков - их стадиальность и применимость только к срокам одного из самых запоминающихся русских календарных праздников: Масленицы. Работе с попевкой отводится один полный урок сольфеджио в год, начиная с подготовительного класса, с соответствующей расчасовкой. Как правило, это уроки открытого типа.
I стадия (подготовительный класс) может быть определена как констатирующая; II – III стадии (соответственно, 1 - 2 классы) - формирующие; IV стадия (3 класс) - контрольная.
В качестве иллюстрации в статье приведен пример интегрированных уроков с группой из четырех учащихся в 2013-2016 г.г.. К началу участия в интегрированных уроках эти учащиеся уже приобрели начальный уровень знаний по сольфеджио, имели основные навыки вокального интонирования в пределах Программы по сольфеджио, имели понятие об интервалах, звукоряде минора и мажора, тонах и полутонах, типовых мелодических оборотах, ровном ритме и простом метре, но не о попевке. За время участия в интегрированных уроках, у каждого ребенка динамично развивалось музыкальное мышление относительно попевки. Поэтому данную дидактическую игру можно определить как стадиально-динамическую (термин наш). 1-я стадия - констатирующая; мы констатировали объем умений и знаний, имеющихся у учащихся подготовительного класса на момент начала игры.
2-я стадия - формирующая; у нас она заняла два года.
3-я стадия - контролирующая; в конце приведены данные контрольного тестирования по результатам практического применения интегрированных уроков.
В промежутках дети имели возможность самостоятельно опробовать полученные во время игры навык, умения и знания.
Мы назвали интегрированные уроки - "Скорлупка". Название символизирует архитектоническую, ладовую, ритмическую, тембровую, динамическую, образную, эмоциональную, психологическую необычность и хрупкость музыкально-языковую суть интегрированных уроков, посвященных освоению единственного мелодического оборота - "попевки". Название родилось в начале создания интегрированных уроков, при объяснении самими детьми специфики мелодического оборота, по их мнению, подобного яичку с желтком внутри, с четко отграниченный интервалом кварты верх («та самая скорлупка») и низ («донышко скорлупки»). Оказалось, что пальчики маленьких музыкантов в состоянии охватить этот объем на фортепиано, к их полному восторгу. А доставать целотоновый «желток» внутри кварты, переживать его соотношение к контурным тонам, стало любимым делом всей школы на долгие годы. Были случаи, когда старшеклассники ревниво обижались, что с ними перестали играть в "Скорлупку".
Соответственно модели интегрированных уроков, цель их состоит в эстетическом развитии ребёнка средствами музыкального искусства; формировании музыкального восприятия и музыкального мышления; развитии интеллектуальных качеств личности ребёнка, начиная с младшего школьного возраста, с помощью апробации элементов русского национального фольклорного на уроке сольфеджио.
Задачи интегрированных уроков:
Выявить динамический уровень развития способности творчески воспринимать элементы мелодии учащимися младших классов ДМШ на занятиях сольфеджио;
Разработать и провести целенаправленную работу по развитию музыкальности у учащихся младших классов ДМШ, путем создания системы интегрированных уроках сольфеджио, в процессе восприятия и сравнительного анализа неклассической и классической музыки, с помощью игры в воображаемой ситуации.
Мониторинг интегрированных уроков - это наблюдение динамики способности группы воспринимать (эмоционально различать) критерии мониторинга.
Критериями мониторинга стали основные признаки музыкальности: ладовое чувство, чувство ритма, чувство музыкального пульса, а так же музыкально-слуховая активность \ МСА (переживание, мотивация, самостоятельная музыкальная деятельность).
Практическое применение материала статьи предполагает выполнение дополнительных технических условий, таких, как умение следить за постановкой локтя, свода кисти и пальцев при игре на фортепиано, под условным названием: «мышечно-моторный аппарат». Эти и другие понятия из области методики игры на инструменте не анализировались, но соблюдались в процессе реализации для учащихся любого исполнительского отделения.
Основа «Скорлупки» - спокойное музицирование, своейсвенное дидактическим статичным играм. Однако спокойствие это внешне. "Скорлупка" неуклонно соблюдает педагогический принцип "слышу - вижу - воспроизвожу". Вкратце технология интегрированных уроков такова:
⦁ Преподаватель рассказывает об обряде Масленицы, исполняет соло фольклорный образец.
В подготовительном классе это песня «На улице Масленица» Витебской обл., Чашникского р-на, д. Замошье известная в исп. Р.Д. Головко.
В первом классе - детская дразнилка «Бабка Ёжка - костяная ножка» (1 и 2 строфы).
Во втором классе – напев народной масленичной «Запрягу я кошку в санки» (известна в исп. анс. Кладец (г.Балашиха)
В третьем классе дети сами поют по нотам масленичную песню, в записи Н.Римского-Корсакова.
⦁ Анализ музыкального языка песни.
⦁ Вокально-интонционный коллаж: дети поют мелодию песни в различных вариантах, со словами (1-й куплет), нотами, ритмослогами, с ручными знаками
⦁ Далее учащимся предлагается исполнить попевку самостоятельно. Иногда учащиеся исполняют не прозвучавший материал, а собственный. В этом случае преподаватель повторяет наиболее удачный вариант.
⦁ Предлагается прослушать фрагмент другого, академического музыкального примера в тембровой аудио записи – там тоже есть "скорлупка".
⦁ В процессе слушания музыки, дети создают эскиз-лубок на тему Масленицы. Результат оценивается преподавателем совместно с авторами лубка.
⦁ Графическое оформление материала (диктант либо сочинение, в нотной графике).
По условиям интегрированных уроков, на каждой последующей стадии проводится блиц-викторина музыкального материала, воспринятого на предыдущей масленичной дидактической игре.
Примеры фрагментов педагогического конструирования интегрированных уроков:
Началом стало знакомство с потрясающей по позитивной энергетике "масленой" песней "На улице Масленица", в исполнении преподавателя.*. Именно эту, словно трепещущую на ветру горячую, даже огневую мелодию услышали пятилетние камчатские дети. Именно она покорила навсегда их жаждущие музыки души. Именно ее дети исполняли сами, не просто имитируя преподавателя, но и переживая музыку.
Преподаватель отслеживает музыкально-слуховую активность детей, их способность координировать вышеозначенные чувства и свойства, в следующих видах начальной самостоятельной музыкальной деятельности:
- при повторении попевки на фортепиано от разных звуков
- при "сочинении" собственных попевок,
- при исполнении и развитиии попевок соло и в ансамбле, получая при этом возможность лично участвовать либо соучаствовать в творчестве, развивая целый комплекс способностей.
В данном виде учебной деятельности, особенно в подготовительном классе, преподаватель акцентирует внимание на чувстве ритма, активном и точном создании мелодического рисунка попевки на клавиатуре фортепиано.
В импровизации на попевку заметно поэтапное формирование умственных действий. В подготовительном классе пределом детской активности было ансамблевое копирование попевки голосом или в разных регистрах фортепиано. Развиваясь от года к году, дети уходят в область сложной импровизации. В их сочинениях появляются новые интонации, уже и не свойственные "масленичной" музыке. В дальнейшем оговаривается, что импровизировать можно, но нельзя менять ритм, чтобы скорлупка не разбилась.
Интересной формой импровизации оказался вариант, предпринятый учащимися 1 класса. Дети поначалу обратились к ранее опробованному виду колективной импровизации, но затем в группе обозначился лидер, сольным выступлением которого и закончилась импровизация. Такую форму импровизации можно объяснить так: "наряду с сохранением коллективно-групповых форм общения нарастает значение индивидуальных контактов и привязанностей" »[см.2, с. 2].
На более поздних этапах игры при импровизации на попевку возможны ритмические, интонационные, ладовые и метрические сдвиги. Однако учащийся обязан провести анализ этих изменений. Преподаватель только напоминает правила музыкального пульса, то есть соблюдать закон структурирования музыкального материала во времени, с моментами минимального «дыхания» между фразами.
Дети с радостью используют возможность "сочинения" таких видов нотографики, как фермата, цезура, паузирование, лиги ("скорлупка растянулась") и даже отражают особенности своего инструмента в нотной записи (см. Приложение 1: 2 класс - Живица Лера, класс скрипки, сочинила двойные ноты
На последнем этапе интегрированных уроков большинство участников интегрированных уроков много внимания уделили творческой ммпровизации, в то же время продемонстрировав способность к апперцепции: они вернулись к воспринятому «в детстве» лаконичному варианту, объяснив выбор на уровне первичного восприятия: "так лучше". Возможно, это произошло из-за мотивации в детях сверхсамокритичности при записи музыки.
В соответствие с задачами интегрированных уроков, оправданным стало слушание детьми лишь фрагментов музыкальных шедевров на уроке сольфеджио. Освоение попевочной интонации подкрепляется знакомством с русской академической музыкой, содержащей в основе тот же стабильный фольклорный элемент. Для прослушивания предлагаются музыкальные примеры с ярким образным музыкальным содержанием, способствующим мотивации музыкального восприятия.
В подготовительном классе: пьеса Чайковского П. "На тройке" (фортепианный цикл "Времена года"), которая начинается непосредственно с попевки.
В 1-м классе: Глинка М. Симфонические вариации «Камаринская»; тема «Из-за гор...». Перед прослушивание музыки детям предлагается сравнить еще не известный им "глинковский" вариант" звукоряда попевки (с полутоновой секундой внутри кварты: ч.4 = б.3 + м.2) и другой, знакомый по прошлогодней масленичной песне и не меннее интересный (м.3 + б.2).
Во 2-м классе: Николай Сидельников. Пастушки там песни старые играют, да на новый лад (Русские сказки, часть 7). Этот музыкальный приер провоцирует детей к свободе импровизации, так как они уже имеют дело не с попевкой как таковой. Ее заменили структуры блюзового лада.
В 3-м класс (завершающий этап игры «Скорлупка»): П.И. Чайковский. Koнцерт д. ф-но с орк ч. 2. 1-я авторская редакция.
Слушая фрагменты музыкальных шедевров, дети не только опосредованно знакомились с самим произведением с отношением самого композитора к природе, искусству, традиции. Они одновременно заняты созданием цветомузыкальной аналогии звучащей музыки: карандашного эскиза в стилистике фольклорного лубка.
Нас привлекла красочность, наивность, символическая формульность и прикладной характер данного рода живописи. Последнее, кстати, означает, что, создавая "лубок", дети тем самым готовят нотоносец для следующего вида работы на уроке.
Согласно установке преподавателя, живописная импровизация должна отражать общий эмоциональный настрой масленичного обряда. Поэтому цветовыбор преподаватель ограничивает, как "приятный – весенний – тёплый – прозрачный. Красочность лубка, как фона для музыки, должна быть абстрактной и превалировать над вырисовыванием стандартных "масленичных" формул.
В процессе многолетних наблюдений мы заметили, что откровенно рисуют атрибуты Масленицы до 3-го класса включительно небольшой процент учащихся. У них изобразительность образна, конкретна, ярка, но, как правило, слабо развивается музыкальность - и не только на сольфеджио.
Но вот лубок готов. Можно приступать к заключительному этапу урока. Это всегда волнительно, потому что до последнего момента не ясно, каким образом будет активизирована музыкальная память детей. Им предлагается либо вспомнить и точно зафиксировать мелодию попевочной ячейки нотами (то есть, запись диктанта), либо сымпровизировать мелодию, с охранением какого-либо параметра попевки - например, ритмической основы. Иначе говоря, дети имеют возможность создать авторский "масленичный" вариант. Обязательно для обоих вариантов воспроизведение их на фортепиано или н аинструментах, которыми дети хорошо владеют.
Авторские варианты обычно выбираются, начиная со второго класса. Но это не значит, что дети не могут "вспомнить всё" - мы-то знаем, что могут.
Точной фиксации нотного текста попевки мы добиваемся, в основном, в подготовительном классе. Упражнение методично выполняется детишками с помощью пуговичного нотоносца, с дополнительным украшением "лубка" ритмической строкой \ либо без ритмической строки. Такая "нотозапись" позволяет существенно сэкономить учебное время и предоставляет ребенку свободу импровизации.
В успехе "Скорлупки" есть немалая доля воздействия этого вида дидактического материала. Все "лубки" изготовлены детьми из личных подручных средств (альбом для рисования, 10 пуговиц - блинков, без "ушек"), набор цветных карандашей), имеют свойство мобильности и могут быть применены в схожих ситуациях на других занятиях по сольфеджио. В подготовительном классе еще только происходит адаптация детей – по сути, еще дошкольного возраста, к условиям музыкальной школы. Поэтому на первой стадии игры осваиваются удобные в применении пособия - самодельный лубочный нотоносец («небко») и разноцветные пуговицы без ушек («жаворонки»).
Работа с этим пособием имеет мощную дидактическую направленность. Пуговичный нотоносец помогает детям подключать различные анализаторы, различая и сравнивая свойства и отношения музыкальных звуков (высоту и длительность). Пальчиковое оперирование пуговичками на нотоносце предоставляет ребенку возможность мгновенной фиксации воспринятого или сочиненного музыкального материала, минуя тяжкий процесс фиксации музыкальных звуков.
На следующих этапах лубок остается, ноты же дети пишут сами, применяется графическая стандартная нотация.
Оцениваем результаты игры как сумму сугубо сольфеджийных и психологических характеристик и методов обучения (термин Бочкарева; см. Список литературы, Бочкарев), для трёх уровней музыкальности: высокого, среднего и посредственного. В отношении музыкального восприятия мы опирались на схему последовательности развития музыкально-слуховых представлений Джоловой(см. Список литературы, Джолова).
3 балла – ребенок еще при поступлении в ДМШ продемонстрировал адекватность эмоциональной отзывчивости, музыкального слуха, мышечного тонуса, а в процессе игры "Скорлупка" проявил интерес к событийности музыки, отзывчивость на фольклорный образец, узнавал зоны попевок в новых музыкальных произведениях, различал звуковысотность самой «скорлупки» и ее внутреннего тона, правильно воспроизводил интонации, ритмический рисунок, точно определял цветовыбор для характеристики музыкального произведения, творчески импровизировал.
2 балла – параметры те же; ребенок при поступлении в ДМШ не продемонстрировал никаких особых музыкальных способностей, на занятиях рассеян, все задания выполняет с погрешностями, но блестяще сочиняет и поет чисто. Налицо скорее не творчество, а старательное следование разделам игры (о таких детях говорят,что у них доминирует левое полушарие \\ см. Спислок литературы, Прокофьева Э.).
1 балл – ребенок поступил в ДМШ с хорошими музыкальными данными, но развивается стабильно: не показывает на уроке никаких результатов, «уходит» в мир собственного восприятия, но может на следующем занятие продемонстрировать заинтересованность этой темой.
0 баллов – ребёнок деградирует даже по сравнению с низким уровнем диагностированных способностей при поступления в ДМШ. Не развивается музыкально, неадекватно реагирует на музыку, разделами игры не заинтересован – он вообще ничем не заинтересован.
Оценка первой стадии игры привела к своеобразным открытиям. Высший балл дидактической деятельности зафиксирован у учащейся, поступившей в ДМШ с крайне низким уровнем музыкальности. В ходе игры она настолько глубоко восприняла музыку, что оказалась способной не просто к воспроизведению попевки голосом – (что так же продемонстрировала), но и к сочинению и импровизации. К сожалению, проследить дальнейший творческий рост музыкальных способностей ребенка не удалось: девочка покинула Камчатку.
В то же время учащийся, поступивший в ДМШ с самым высоким уровнем музыкальности, набрал только средне количество баллов.
Неожиданным оказалось низкое количество баллов у учащегося, на протяжении всего учебного процесса демонстрировавшего высокий уровень музыкальности.
Еще одна учащаяся выполнила не все задания игры (вообще не рисовала), так как полностью сосредоточилась лишь на одном.
И все учащиеся прислушались к объяснению преподавателя: «Небо надо сделать таким, чтобы слышно было музыку», выбрав для цветомузыки пастельные прозрачные оттенки.
На второй стадии общая картина выровнялась. Наиболее высокое количество баллов набрал учащийся, традиционно демонстрирующий высокий уровень музыкальности. К технике лубка прибегнул один учащийся, в то время как большинство применили лишь фоновое оформление собственных сочинений. И все учащиеся продемонстрировали удивительный пример синтеза материала блиц-викторины с новым материалом, как в нотографии сочиненных попевок, так и в сольной либо коллективной импровизации.
Оценка третьей стадии принесла так же неожиданные результаты. Наблюдался наиболее яркий всплеск цветомузыкальной активности. В большинстве сочинений заметные изменения произошли именно в ладовой составляющей. Возможной причиной этого феномена послужил отклик на восприятие музыкального содержания прослушанной музыки Николая Сидельникова.
Однако и теперь в качестве основы сочинения решительно все выбрали и текст, и ритмику знакомой с детства "масленичной"№1. Высокое количество баллов появилось в разделе «цветомузыка».
В нотографике появились штриховые и динамические обозначения, характерные, например, для культуры звука скрипача (удивительно эмоционально прозвучал этот маленький шедевр в ансамблевом вокальном исполнении).(см. Приложение)
Оценка четвертой стадии весьма позитивна. После расширенной блиц викторины все учащиеся узнали звучащие годами ранее фолькорные образцы и образцы классической музыки.
В качестве основы сочинения снова без колебания были выбраны текст и ритмика первой масленичной игры.
От цветомузыки учащиеся отказались, оставив цветовое решение в качестве фона. Внимание их сосредоточилось на продумывании и исполнении живых импровизаций, интонационный рисунок которых стал логичнее, богаче, мягче, завершеннее, функциональнее. Мелодика меньше напоминает исходную квартовую «скорлупку». Процесс импровизаций воспринимается намного мелодичнее и продолжительнее.
При этом ритмика осталась от попевки с которой дети познакомились на констатирующем этапе.
Несколько импровизаций были исполнены на родительских собраниях и в концертах классов.
Приблизительно можно оценить в баллах результат игры как "2" из "3". Мы считаем это цифру вполне позитивной. Верхней оценочной планки "3" не достиг никто, но никто не получил "0", и никто не потерял баллы, спустился до "0".
По результатам игры, автор делает следующие выводы.
Игра «Скорлупка» достигла своих целей, выполнила дидактические задачи. Обучаясь в игре на уроке интегрированного сольфеджио, дети восприняли попевку как нечто живое, чутко отзывались на достаточно сложный музыкальный материал, демонстрировали прекрасную музыкальную память. Показатель эффективности игры можно определить как положительный.
С интересом, упорством и настойчивостью дети и их родители отнеслись к идее творческого восприятия и интерпретации попевки в сочинении, сохранив стойкую верность ритмике попевки, воспринятой в начале дидактической игры. Это означает, что были качественно восприняты и осознаны основные информационные элементы попевки. Можно сказать, что детская память удержала основную художественно-образную структуру русской фольклорной музыки.
В результате регулярной мотивации музыкального восприятия в комплексе со стимуляцией долговременной памяти, у детей сформировалась основа для творческой музыкальной деятельности.
Несомненную помощь в музыкальном восприятии попевки оказал наглядно-образный материал, созданный самими детьми. Так, цветомузыкальный лубок, при всей его незатейливости, позволил детям раскрыть отношение к непознанному миру музыкальной фактуры. Через выбор цветового фона «лубка» их музыкальных сочинений – прозрачного, как небо, или яркого, как пламя Масленицы – дети получили возможность глубже прочувствовать «жизнь» звучащего мелодического материала, в многообразии элементов музыкального языка, еще даже не будучи способными зафиксировать музыку нотами. А когда надобность в нем отпала, лубок прекратил сущестствование. Вероятно, детям стало тесно в выбранном преподавателем типе фольклорной дидактической игры.
В качестве выводов автор констатирует так же рост музыкальной активности маленьких музыкантов. Отмечены: занятия по сольфеджио стали проходить с углубленным пониманием принципов развития музыки.
Наблюдалось стремление детей к усложнению заданий - в частности, при импровизации на некоторых стадиях. У некоторых детей сформировалось особое эмоционально-оценочное отношение к собственной деятельности. Достаточно развиты оказались образное мышление и творческое воображение детей. Повышен уровень интереса к различным формам музыкальной и изобразительной деятельности вне урока сольфеджио. Были случаи, когда преподаватель впервые диагностировал у некоторых учащихся наличие изобразительных способностей, озадачив родителей обратиться еще и в художественные школы для дополнительного эстетического развития детей.
Учащиеся не- фортепианных отделений намного свободнее общались с фортепиано. По желанию учащихся и их родителей, им был введен дополнительно урок общего фортепиано.
Несомненный положительный побочный эффект воздействия дидактической игры «Скорлупка» отмечен в условиях важнейшего показателя приоритетного вида деятельности ДМШ: во внеклассной коллективной форме воспитательной и концертно-просветительской работы. Участники "Скорлупки", привыкнув к коллективной импровизации, научились координировать свой темперамент и вести совместную учебную деятельность; следить за исполнительской деятельностью партнера; помогали принимать решения и давать советы по вопросам, которые могут повлиять на ход игры; планировать импровизацию.
«Скорлупка» помогла нивелировать негативные психологические последствия сценической ситуации, в которой маленькие музыканты оказываются обязательно. В процессе игры дети получили качественный опыт самооценки, произошло их творческое самовыражение.
Как следствие - легче оказалось работать над решением специальных проблем, касающихся непосрелственно методики преподавания сольфеджио. Сглаженно проходит освобождение "средних" детей от комплекса фальши и неумения делать то, что подвластно одаренным детям. Уменьшилось негативное волнение при сольфеджировании нотных примеров, повысился уровень музыкальности и артистизма при сольфеджировании.
Опробовано воздействие обучающих методических приемов дидактической игры с элементами фольклора на психолого-педагогическую, социокультурную и профессиональную стороны музыкального восприятия.
По результатам описанных в статье интегрированных уроков можно сделать следующие выводы:
- под руководством преподавателя - сольфеджиста и в процессе музыкально-дидактической игры, содержащей яркий фольклорный элемент, учащиеся младших классов ДМШ способны гармонично, творчески воспринимать и воспроизводить закономерности народной и академической музыки, непосредственно на занятиях по сольфеджио.
- представленный в статье методический подход может решить комплекс задач: психолого-педагогических (сравнительный анализ – обобщение опыта восприятия элементов музыкальной речи на сольфеджио), интеллектуально-логических (развите музыкального слуха), креативных (творчество в виде импровизации и сочинения музыки) и узко практических (освоение клавиатуры фортепиано).
- в процессе стадиальной дидактической игры отмечена эффективность детского восприятия и становление творческого потенциала детей.
- в результате реализации "Скорлупки", по сравнению с начальной её стадией, заметен некоторый суммарный прирост всех составляющих музыкального слуха и эмоциональной отзывчивости на музыку.
- возможно рождение системы интегрированных уроков сольфеджио, на основе описанной в статье технологии, а полученные при этом навыки могут стать условием для успешного целостного восприятия музыки.
Возможно, в описанной технологии найден путь перехода от первого восприятия ребенком музыки к формированию насущной потребности к исполнению и слушанию музыки, любви к музыке, к музыкальным занятиям, к самостоятельному креативному творчеству.
Возможно так же, что с учетом сложившейся социальной ориентации общества, количество детей, желающих обучаться в ДМШ в подобной технологии, возрастет, и музыкальное развитие окажет ничем незаменимое воздействие на общее развитие ребёнка средних способностей: усовершенствует мышление, сформирует эмоциональную сферу, чуткость к красоте в искусстве и жизни. И не только у учащихся музыкальных школ. По роду деятельности автор связана с преподаванием методики преподавания сольфеджио студентам колледжа искусств. Возможно, данные статьи помогут будущим преподавателям сформировать собственный подход к преподаванию этого удивительного предмета.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ РЕСУРСОВ

⦁ Алексеев Э. ЯКУТСКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ. Становление лада. Электронная версия книги «Проблемы формирования лада» – М., 1976. \\ eduard.alekseyev.org›pfl/index.html
1. Акрушенко А. В. 1. Психология 1. развития 1. и 1. возрастная 1. психология / 2011
2. Арнонкур Н. Музыка языком звуков. \ Meaning. Value. Coda. \ 2012.
3. Бочкарев Л.Л. «Психология музыкальной деятельности». М.: «Классика-XXI», 2008.
4. Герасимова И.А. Музыка и духовное творчество. \ Meaning. Value. Coda. \ 2011.
5. Джолова Р.Ю. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА \ V Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» \ 5. scienceforum.ru- 31.03.2013.
6. Прокофьева Э. Психология младшего школьника \ 6. prokofieva@beep.ru. – 2015.
7. Райс М. "Интонация" Б. Асафьева - единица горизонтиали в музыке \\ 7.

Источник: http://номинация: педагогическое действие
Категория: Дополнительное | Добавил: Ирина7048 (01.07.2016) | Автор: Бакетина Ирина Валентиновна E
Просмотров: 419 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: