Приветствую Вас Гость | RSS
Регистрация | Вход

Темы для Юкоз

Поделиться

Форма входа


Поиск по сайту

НАШИ партнёры:

МЫ ВКонтакте

ОТ ПАРТНЕРОВ:
ЦПМ "ЭВРИКА":

Статистика

Главная » Статьи » Публикации » Дополнительное

Этническое самосознание студентов малочисленных народов Севера
«Мир божественных поклонений северных этносов».
Национальные праздники ханты и манси «Ворна хатл» и «Вурщак хатл».
Пояснительная записка
Многолетняя деятельность в системе образования в советский период с расширением всеобщего обучения и усложнением содержания образования, переход преподавания в школах только на русском языке, интегрирование системы культурных ценностей в условиях индустриального общества привела к тому, что несколько поколений представителей северных этносов было воспитано вне родного языка и национальной культуры. Вытеснение родного языка из сферы образования, а потом и в сфере общения в интернатах детей между собой, дома с родителями, стало одним из факторов отрыва от национальных корней, традиций, обычаев, обрядов, праздников, религий, тем самым деформации национального самосознания и идентичности со своим этносом. Следует отметить, что северные народы находятся в условиях возможной утраты национальных культурных ценностей, традиций, обычаев, менталитета, характера, национальной самобытности. Известно, что культура, как и язык, является средством сохранения этноса и его развития. Язык представляет собой важнейший компонент этнической культуры, так как именно в языке скрыто всё многообразие культуры и устройства этноса. Знание и свободное владение родным (материнским) языком наделяет человека особым статусом хранителя, носителя и транслятора традиционной культуры, традиционного образа жизни. Возрождение национальных языков происходит тогда, когда возникает мотивация их использования, возрастает их престиж, укрепляется приверженность к ним. Мотивация бывает разной: идеологической, социально-психологической, экономической. Человек может захотеть говорить на родном языке для того, чтобы подчеркнуть свою идентичность, чтобы выделить себя среди соседних народов, просто в знак протеста, как отметил в своей работе исследователь В.Н. Вахтин. Некоторые исследователи низводят роль языка в формирование этнической идентичности до минимума, приводят примеры успешного поддержания связи со своими этническими корнями и традициями этнических групп – потомков мигрантов. Исследования показывают, что язык – не единственный фактор, позволяющий этническим меньшинствам не утратить своих корней.
Последние десятилетия происходят изменения в сознании представителей малочисленных народов Севера, которые активно участвуют в восстановлении языка, культуры, традиций, обычаев, ритуалов, праздников. Из мониторинга показателей этносоциологических исследований языковой ситуации, идентичности к своему этносу, значительное большинство опрошенных жителей Ханты-Мансийского округа за 2014 год, представителей ханты и манси разной возрастной группы и пола, жителей посёлков и городов, отвечают, что язык их предков не должен исчезнуть, изучают его, интересуются. У многих респондентов есть желание принимать активное участие в общественных обрядовых ритуалах, национальных календарных праздниках, целью которых является приобщение молодёжи к духовным ценностям своего народа, «через прошлое к настоящему в будущее». Без опоры на народное искусство и национальную культуру трудно воспитать настоящего человека – личность, обладающую духовными запросами, свободную и открытую миру, свободную к эстетическому восприятию, творческому труду, независимо от сферы деятельности. Культура является своеобразной характеристикой уровня развития общества, выраженного в формах жизнедеятельности людей, а так же создаваемых ими материальных и духовных ценностей. Во всякой культуре определяющим компонентом является воспитание. Традиционная культура воспитания – это песни, игрушки, игры, сказки, национальные праздники. Задача педагога – обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому наследию своего народа.
Традиционная празднично-обрядовая культура – неотъемлемый элемент духовной культуры любого народа, которая формировалась на протяжении многих веков. В праздниках и обрядах сконцентрированы социальный опыт многих поколений, их характер, темперамент, чувства, привычки и обычаи, весь бытовой уклад, приметы и наблюдения. Можно с уверенностью сказать, что в праздниках сокрыта душа народа, и в праздничные дни она раскрывается во всей своей мощи. В годовом цикле праздников и обрядов, символизирующих круговорот в природе, круговорот жизни, солнцеворот, глобальное космическое вращение, выражались осмысление окружающего мира, миропонимание, мировосприятие человека тайги. Торжествами и особыми обрядами обские угры встречали весну, лето, зиму, осень. Так народ выражал свое отношение к божественным духам природы, поклоняясь деревьям, цветам, птицам, животным, родной природе, заботясь о будущем урожае, благополучии своего народа, своего рода, своей семьи. Этнограф А.Головнев отмечал: «календарный обряд не столько праздник, сколько людское участие в Творении. Его обязательность состоит не в том, что так положено, а в том, что без него настанет не то время-состояние». Празднично-обрядовые процессы, представляя самобытный комплекс ритуальных условно-символических действий, обладают огромной силой воздействия на человека. Календарные обряды северных этносов устраиваются в честь духов – покровителей, ответственных за промыслы. Обряды исполняются в точно обозначенные периоды годового производственного цикла, в периоды, когда происходит умирание одного состояния и рождение другого, от скудности к изобилию, от тёмных ночей к «белым». Традиционные обряды и праздники – это сильнейший и обильнейший источник к познанию народной жизни, наиболее важный социальный механизм, посредством которого регулируются, внедряются общие нормы, правила, порядок, духовные ценности народа. С помощью праздников осуществляется связь поколений, укрепляются межличностные взаимоотношения в группах людей, восполняется дефицит общения, удовлетворяются эмоциональные и психологические потребности человека. Обряды и национальные праздники в последние два десятилетия стали постоянной и привычной деятельностью культурно-массовых мероприятий городов, поселений Югры. Традиционные этнические праздники являются одной из форм передачи молодёжи исторически сложившихся ценностных ориентиров средством приобщения подрастающего поколения к культурному и духовному наследию обских угров, средством сохранения национальной самобытности. Сохранение самобытной нематериальной культуры народа и знакомства с ней гостей и жителей Югры, несомненно, значимый момент в работе этнографических музеев и региональных Центров культуры национального творчества. В последние годы в Ханты-Мансийском округе-Югра в системе образования проводится значительная работа по улучшению этнопедагогического воспитания дошкольников, учащихся, студентов овладению духовно-нравственным богатством и воспитания уважения к культуре, обычаям и традициям коренных народов Севера.
Популярный в прошлом у народов ханты и манси «Праздник Трясогузки» и «Вороний день» включёны в число ежегодных праздников ко «Дню защиты детей» с 1 июня 2010 года. Они стали неотъемлемой частью ежегодной Международной экологической акции «Спасти и сохранить». 2016 год в Югре - год детства, в рамках этого проводятся календано-обрядовые национальные праздники для детей и молодёжи в целях популяризации культуры северных этносов и сохранения духовности народов ханты и манси.
«Мир божественных поклонений северных этносов»
Цель мероприятия: формирование устойчивого интереса к изучению культуры народов ханты и манси, вовлечение молодёжи в механизмы сохранения этнического самосознания, систем этнических ценностей северных народов.
Задачи: формировать умение импровизировать, совершенствовать творческие навыки, раскрыть особенности и значимость традиционного этнического праздника, способствовать воспитанию устойчивого интереса к родному языку, фольклору, народным традициям, обычаям, обрядам, ритуалам.
Оборудование: презентация с видеосюжетами, фотоснимками и музыкальным сопровождением. Иллюстрации с изображением медведя, вороны, трясогузки, видео «Белая Трясогузка», «Танец вороны»
Ход мероприятия:
Замечательное выражение «Любите свой край!» Любить – значит интересоваться историей, гордиться людьми, трудами и талантами которых славится Югра, чувствовать сопричастность к прошлому и будущему своего народа. Много поколений людей проживали здесь до нас. Как они жили? Что умели? Во что верили? О чём думали? Что оставили нам в наследство? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно знать прошлое, изучать многовековую историю своего родного края, сохранить, приумножать, передать своим потомкам богатое культурное, духовное наследие. Способность выживать в суровых климатических условиях человека тайги вызывает уважение, гордость за свой народ, непростой характер, силу духа, человеческое достоинство. В традиционном мировоззрении ханты и манси занимают обожествление природы, поклонение духам воды, огня, небу, земле, растениям, птицам, животным. Сегодня мы посетим сразу два праздника, посвященные обрядовым действиям поклонения Священной Матери-природе в орнитоморфной ипостаси, в облике птиц «тухлан воит» - летающие или крылатые животные.
Слайд 1. Я начну наше путешествие в «Мир божественных поклонений северных этносов» стихотворением девочки Ксении Крицкой из г.Пыть-Ях, которая в 13-летнем возрасте написала стихотворение, посвящённое весне. Послушайте и вы догадаетесь, в каком образе могла появиться весной Мать-природа северянам на земле таёжных боров, красномховых болот, извилистых речушек – наших северных просторов Югры.
«Весна»
В небе солнышко сияет,
Гостью раннюю встречает:
«Здравствуй, звонкая капель!
Не вернётся к нам метель,
Не вернётся стужа,
Не замёрзнут лужи.
Реки вскроет ото льда,
Пробежит кругом вода,
И набухнут почки – гнёзда для листочков.
А в другие гнёздышки
Прилетят воробушки.
Всё очнётся ото сна –
Значит, к нам пришла весна!»
Мы с вами будем говорить о встрече весны северных этносов на Югорской земле. И вместе с ними будем перевоплощаться в птиц, которым поклонялись ханты и манси.
Слайд 2. Ханты и манси считают, что Земля предстает в облике женщины – Калтащь Ими (Золотая мать), жена верховного Бога Торума. Она имеет способность к перевоплощению, например в образе птицы – гуся, лебедя, вороны, кукушки. По мнению ханты и манси все божества – крылатые духи. Эти птицы особо почитаемые, священные, строгий запрет на их убийство. Какие птицы приносят на север весну?
Слайд 3. Природа пробуждается от сна, зимнего холода с прилёта первых птиц: вороны. По поверьям обских угров ворона поворачивает дни к лету. Она – посредник между зимой и летом, «маркирует смену времён года, открывает путь птицам в северные края, ассоциируется с началом нового жизненного цикла в природе». В древнем календаре ханты апрель назывался «месяцем вороны» (Как звучит на ханты языке?) или «месяцем прилета вороны (Перевод этого словосочетания). Под воздействием христианства Вороний день по своему содержанию слился с Благовещением и отмечается ежегодно 7 апреля, на седьмой день от явления месяца.
Слайд 4. С наступлением весеннего равноденствия, прекращения зимней охоты, переезда зимних поселений в весенние, ханты проводили ритуальные праздники в честь прилёта Вороны. Считается, что Ворона приносит весну, тепло, поэтому ассоциировали с Солнцем, еще и зарождением новой жизни, рождением младенцев.
Перевод с ханты языка на русский язык песни Вороны:
С моим появлением маленькие девочки, маленькие мальчики пусть родятся!
На ямку с таловыми крошками, что кладут в люльки, я присяду.
Замёрзшие лапки свои отогрею, замерзшие лапки свои отогрею.
Долгожданные девочки пусть родятся, долгожданные мальчики пусть родятся.
Слайд 5 - 8. Праздник поклонения Вороне проходит весело, дети радуются прилету птице, приходу весны, так и игры и песни все для этой птицы и все о ней. Обязательно проводятся спортивные соревнования: катание на санках, на оленьих нартах, на шкурах (в качестве нарт), борьба, перетягивание каната, метание топорика, прыжки через нарты, бег в мешках. В этот день готовят мясо на открытом огне, на костре, угощают всех, накрывают столы на улице. По традициям в этот день участники праздника приносят подарки: ткани, ленты, платки, монеты, конфеты, печенье, калачи. Все это вывешивают на небольшие кустики и деревья. Так угощают Ворону сладостями и одаривают подарками.
Видео: Посмотрим «Танец Вороны»
Слайд 9. Образ птиц в миропонимании ханты и манси занимает особое место. В жизни, как и в сказках, присутствуют птицы, которые помогают герою преодолеть преграды, выдержать, выстоять, но они же еще и предупреждают об опасности своим пением, выкриком. Птицы пророчат, иногда их опасаются, их пение вызывает тревогу, беспокойство.
Музыкальный фольклор ханты и манси является одной из сакральных сфер традиционной культуры. К сакральным музыкальным произведениям было особое отношение, их использовали при священнодействиях, при проведении определённых обрядов, поклонениях божествам. Существовало множество поверий и ограничений, связанных со звуковым интонированием, что придавало музыкальному исполнительству таинственность, загадочность, магия которого притягивала и завораживала человека. Слайд 10. Музыкальные инструменты у ханты струнные, один из них тор сапл юх (шея журавля). Наблюдая за звуками природы, эти звуки северяне активно использовали в своей жизнедеятельности и творчестве. Многие звуки природы коренные этносы отразили в своих фольклорных произведениях: сказках, песнях, загадках, в инструментальной музыке. Птичий язык входил в звуковой каталог разных исполнителей легенд, былин: звуковые знаки своего рода звукоподражания, обычно очерчивали особое ритуальное пространство шаманов или подчеркивали особое голосовое поведение сказителей. В культуре северных людей звукоподражание имело сакральную нагрузку. Нельзя было простому человеку в быту передразнивать голоса птиц.
Загадки северных людей специфические, развивают логику, мышление, воображение, обратимся к ним и попробуем разгадать. Загадки требует диалога, обязательного участия противостоящих групп. Одна группа загадывает загадку, а другая отгадывает.
Слайд 11 - 14. «Тухлан воит» - Птицы.
1. Нум мув эвалт тувум пущка катсыр вунайн лэлтум. (С юга привезенная бочка наполнена двумя разными винами) – яйцо птицы.
2. Па мув эвалт юхтум вой ухал уш антум, лывл уш антум. (У животного, пришедшего из других земель, не понятно, где голова, где хвост) – яйцо птицы.
3. Лор кутупн щэл вуи ан шупие ноптыйлла. (Посреди озера чашечка с топлёным маслом плавает) – гагара.
4. Елн йитэлн – ляль, вана юхатлат – ит. (Вдали войско, вблизи – один) – стая уток.
5. Сэмн ан ныты вун лор кимал сай панат сорнен пэрнайт. (На песчаном плёсе необозримого озера золотые кресты) – следы журавля.
6. Хотл ванн, лэпнал хув. (Дом её короткий, сани – длинные) – сорока.
Слайд 15. Трясогузка (вурщак) мелкая певчая птичка, а в фольклоре ханты она является вещей птицей, которая извещает героя об опасности. Трясогузку называют в северных краях вестником Красной Весны и Большого Света (белых ночей). А северные ханты в низовьях реки Обь трясогузку называют «ис туты вой» (душу уносящая птица). Изображение этой птицы широко применяется в орнаментальном искусстве. Орнаменты носят различные названия, в том числе такие как «Сидящие утята», «Крылья журавля», «Хвост глухаря». Раньше изображение Трясогузки татуировали на плече каждому человеку определённого рода, так как изображение должно было сторожить душу человека при жизни и сопровождать после смерти. А у ханты на р.Казым считается, что осенью, улетая на юг, трясогузка оставляет младенцам речь: «Манал па няврэма ясан щи хашуптал» ( Улетает, детям слова оставляет). Трясогузка детей благословляет на обретение речи.
Слайд 16. В мансийской традиции трясогузку (касум ворщак) почитают как духа –покровителя жителей д.Манья. В фольклоре в облике этой птички представлены два младенца, спущенные с неба в серебряной люльке. На «Медвежьих игрищах» их представляли в виде близнецов. В реальной жизни трясогузка обычно держится возле жилья человека, подлетает близко к человеку. Нередко в стойбищах можно услышать, как женщины разговаривают с этой птичкой, просят её, чтобы она охраняла детей, наделила их речью.
Слайд 17. Праздник Трясогузки считают семейным, детским праздником. По поверьям кондинских манси трясогузка, пританцовывая под музыку весёлых весенних ручейков, разбивает лед своим клювиком и хвостиком. Стряхивает с крылышек тепло, принесённое с южной земли. Коротким щебетом славит Большой Свет – белые ночи, таким образом, изгоняя зиму, темные ночи.
Видео: Посмотрим «Танец Трясогузки».
Слайд 18. А как проходил праздник Трясогузки? В селении выбирали самую пожилую всеми уважаемую женщину, Мать Матерей. Она руководила ходом предстоящего праздника, приготовлением запасов и необходимых продуктов для праздничного стола. Взрослые из теста лепили фигурки животных и птиц, запекали, угощали детвору. Резали хлебные мучные фигурки животных и птиц деревянным ножом, имитируя жертвоприношение. Данный обряд является древним и посвящен Матери-прародительнице Калтащь-Ими. Саламат со свежей первой перелётной птицей уткой («васы») – главное угощение для гостей и участников праздника.
Слайд 19. Праздник начинался с обряда очищения, чтобы обезопасить участников праздника от нечистых духов: выкладывали на угли ветки пихты и можжевельника, этим дымом окуривали присутствующих и место проведения. Мать Матерей обращается с молитвой к Верхнему Богу Торуму. Дети проносят деревянное чучело священной Трясогузки на длинной палке вокруг стола, наклоняя над каждым сидящим за столом, наделяя силой, бодростью весеннего духа природы присутствующих взмахом лёгких ажурных крыльев из осиновой щепы. После застолья-трапезы все участники участвуют в весёлых играх, шутливых представлениях в знак пробуждения природы, ожидания белых ночей, жаркого лета, обильного урожая в лесных просторах.
Слайд 20 - 25. Начинается пора пляски Трясогузки! Девочки в ярко расшитых халатах, как мелкие разноцветные пичужки, воробушки, синички, окружают Трясогузку, а за младшими входят с плавными движениями рук-крыльев старшие девочки-подростки, словно кукушки, ронжаветки. Мать Матерей, наблюдая за детворой, благословляет их словами: «Да, живёт в разуме вашем желание дарить Земле добро! Я знаю, что вы мудры. Так пусть вы, состарившись, не забудете, как чудесно быть ребёнком! Как важно до седин черпать радость в малом, любить жизнь, ценить всё, что жизнь дарует!»
Мы с вами побывали на двух священных календарно-обрядовых праздниках ханты и манси.
- Что особенное, специфическое, отличительное вы заметили?
(Ханты и манси обожествляют животных, зверей, птиц, рыб, пресмыкающихся, свято верят, что находятся под их покровительством, надёжной защитой, потому проводят обряды почитания духам-покровителям, божествам.)
- Как вы думаете, нужны ли такие праздники для народа, есть ли польза?
(Национальные праздники, обряды и ритуалы объединяют этнос. Человек приободряется, воодушевляется, получает положительную энергию, чувство единства со своим народом. Потом возникает потребность последующих встреч людей себе подобными. А все присутствующие узнают новое для себя о народах Севера. Знания человека облагораживают, а участие людей сближает. Так мы становимся выше, чище, прозрачнее, добрее, гуманнее, терпимее.)
Наше путешествие по национальным праздникам прихода весны заканчиваем стихотворением девушки Екатерины Подойниковой из г.Урай, которая написала своё стихотворение в 16-летнем возрасте.
«Я – жаворонок ранний»
В прозрачном небе голубом
Я словно жаворонок ранний –
Не потерять бы мне сознанье,
Вдыхая сладостный озон.
Вокруг белеют облака
И я, как в пене, в них купаюсь.
Я беззаботно развлекаюсь,
На землю, глядя свысока.
- Современный мир духов северных людей очень богат, настолько богат, что трудно выявить число и имена всех духов, являющихся предметом почитания и страха. В каждой семье был свой объект почитания, обожествления «своей» птицы, рыбы, зверя или земноводного, информация передавалась из поколения в поколение. Поэтому в каждой семье существует и поныне легенда о происхождении священного духа и священного места поклонения духу женскому, мужскому, семейному, родовому и общепоселковому. На протяжении всего жизненного пути каждого человека тайги основные нормы поведения всегда складывались через отношения с природой, с окружающим миром. В сознании коренного северного жителя человек не хозяин природы, а только его малая часть, Верховный Бог Торум и Мать-Природа стоят над ним, а человек слаб, он просит помощи и защиты. Сегодня мы увидели, как люди северных просторов обожествляют птиц, словно крылатых божественных духов, которые сопутствуют им, оберегают, помогают.
Категория: Дополнительное | Добавил: RYBA366 (01.08.2016) | Автор: Хороля Светлана Михайловна E
Просмотров: 325 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Чтобы получaть хоpошую прибыль, нужно продавать пoпулярный тoвар. Пoпуляpнocть любого коуча, гpуппы, артиста, компании нaчинается с большoй аудитоpии зрителей. Сделaть выcтуплeния и тpенинги доступными для пoльзовaтeлей во вcём мире поможет компaния Мeдиамост. Любые варианты оформления эфира тpaнсляции, защита oт неcaнкциoнированногo доступа. Пpиватные тpaнcляции c парoлем для каждого устройства пpoсмотра – мы это умеем!
Кaк заpaбатывают на онлaйн-тpанcляциях?
• Медиaмост – интернет-трансляции любых меpоприятий
Пpoфесcиональная оpганизация интернeт-трансляций в pежимe онлайн. Концерты, конференции, корпорaтивные пpезeнтации, тренинги, вeбинаpы и любoе дpугоe мeрoпpиятие cмогут увидеть в любой тoчкe плaнеты. Защищённые просмотр, неcколько ваpиaнтов оформления эфирa, чат, обрaтная связь с вeдущим. Онлaйн-аудитория позволяeт зарабатывaть больше уже сeгoдня!
http://mediamost.net/телемост-под-ключ/ - видеосъемка мероприятия

Имя *:
Email *:
Код *: