Приветствую Вас Гость | RSS
Регистрация | Вход

Темы для Юкоз

Поделиться

Форма входа


Поиск по сайту

НАШИ партнёры:

МЫ ВКонтакте

ОТ ПАРТНЕРОВ:
ЦПМ "ЭВРИКА":

Статистика

Главная » Статьи » Публикации » Дополнительное

Педагогические принципы развития творческих способностей младших школьников в процессе театрализованной деятельности.
Педагогические принципы развития творческих способностей младших школьников в процессе театрализованной деятельности.
Развивая у школьников такие умения, как способность ориентироваться в предлагаемых обстоятельствах, во времени и пространстве, умение быстро овладевать новым движением, темпом, ритмом, упражнения способствуют формированию внутренней собранности, готовности активно включиться в творческий процесс.
Следует учитывать, что выполнение заданий под музыку помогает организовывать работу, заставляет детей слушать музыку, но снижает внимание детей друг к другу. Поэтому постоянно пользоваться музыкальным сопровождением нельзя. Можно использовать музыку как образное задание или как увертюру к любому уроку и упражнению.
Младший школьный возраст сенситивен для становления произвольного запоминания. Ребенок может с помощью взрослого овладеть приемами смыслового, логического запоминания. Педагоги и психологи используют методики, направленные на овладение ребенком мнемической деятельностью , в которых стараются учитываться индивидуальные характеристики памяти ребенка: ее объем, модальность (зрительная, слуховая, моторная) и т.д. На театральных уроках очень полезно заниматься сочинением маленьких сказок и их дальнейшим разыгрыванием. Этот вид работы может способствовать развитию не только логической памяти, но и воображения, мышления. Очень полезны игры в ассоциации, упражнения на память физических действий и т.д.
В этот период совершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению. С развитием мышления связано возникновение важных новообразований младшего школьного возраста: анализа, внутреннего плана действий, рефлексии. Овладение анализом начинается с умения ребенка выделять в предметах и явлениях различные свойства и признаки, с умения сопоставлять один предмет с другим, обладающим иными свойствами. Для развития умения выделять различные свойства явлений и предметов полезно делать упражнения, в которых можно отыскать причины тех или иных явлений, например, при анализе пословиц и поговорок.
В младшем школьном возрасте начинает формироваться рефлексия, поэтому важно в процессе театрализованной деятельности выполнять действие контроля и оценки. Осознание ребенком смысла и содержания собственных действий становиться возможным только тогда, когда он умеет самостоятельно рассказать о своем действии, подробно объяснить, что и для чего он делает.
Следует отметить качественное своеобразие мышления ребенка в младшем школьном возрасте. Примерно до 10 лет у детей активизируется преимущественно правое полушарие и первая сигнальная система, поэтому подавляющее большинство младших школьников относятся не к мыслительному, а к художественному типу. Поэтому целенаправленное развитие теоретического мышления детей следует сочетать с не менее целенаправленным совершенствованием мышления образного
Воспитательные возможности театрализованной деятельности весьма велики, т.к. театр - это своеобразный способ отражения жизни на сцене. В восприятии театрального искусства (и как воспринимающего, и как творящего, ребенка-зрителя и ребенка, проявляющего себя в собственной художественной деятельности) принимает участие вся личность: чувства, мысли, воображение. Театр - это творческий процесс, в котором органично соединяются другие виды искусства: литературное, искусство слова, музыкальное, изобразительное, пластическое. Поэтому, обучаясь искусству театра, ребенок будет соприкасаться с другими видами искусств. Театр дает возможность воспитывать в детях не пассивных слушателей, а зрителей, понимающих язык театра. А поскольку восприятие спектакля глубоко индивидуально и определяется как психологическим складом, темпераментом, так и общим уровнем развития, то восприятие спектакля - это процесс, способствующий формированию и психической сферы, и чувственно-эмоциональной отзывчивости, и нравственных качеств, и познавательных интересов. Однако интерес к творчеству другого наиболее полно формируется через собственное творчество (Е.К.Чухман), поэтому воспитание в детях не только зрителей, но и исполнителей является целесообразным. Собственное творчество помогает формированию и развитию чувств, мыслей, воображения, т.е. способствует становлению активной позиции личности, влияя на ее качественные изменения.
Собственная театральная деятельность интересна, любима, наиболее близка и доступна ребенку, поскольку в основе ее лежит игра, которая, по убеждению Л.С. Выгодского, является корнем всякого детского творчества. Игра - это приоритетный вид детского самовыражения, а выражение впечатлений от жизни - необходимая потребность, заложенная в самой природе малыша (Л.С. Выготский, Е.Н. Петрова, Н.Я. Михайленко, Т.С. Комарова, Л.В. Пименова, О.Л. Лившиц и др.). Схватывая и конкретизируя увиденное в окружающем мире, ребенок пополняет свой жизненный опыт, и на основе полученных впечатлений у него возникает желание к действию. Игра и реализуется в действии (в подражательной форме) и дает возможность перевоплотиться в воображаемый образ, способствуя проявлению чувств, заставляя фантазировать и мыслить. В театральном творчестве соединяются различные виды художественной деятельности (изготавливаются костюмы, рисуются декорации, разучиваются роли и прочее), и каждый вид деятельности выступает как самостоятельное действие, объединенное общим замыслом и единой целью. А конечный результат данных действий - их полное и окончательное выражение в театральной постановке, т.е. театральная деятельность сама дает материал и почву для самых разнообразных видов детского творчества. Таким образом, собственная творческая деятельность, и именно театральная, - один из способов, углубляющих восприятие ребенка, а это требует концентрации внимания на мотивах поступков действующих лиц, понимания их, анализа, сравнения, что создает почву для самостоятельных обобщений и выводов. Вместе с тем собственная творческая деятельность заключает в себе возможности приобретения новых знаний, расширение кругозора, накопление художественных впечатлений, проявление интереса к восприятию искусства. В импровизациях, театральных постановках ребенок действенно постигает язык театрального искусства и, играя на сцене, не только закрепляет впечатления, обогащая жизненный опыт, но и упражняет различные способности, развивает творческое воображение, коммуникативные и нравственно-волевые качества, интеллектуально-познавательную сферу. А это способствует социально-художественному развитию. Ученые отмечают, что для детей младшего школьного возраста это особенно важно; вопросам художественного развития личности через развитие интеллектуальной сферы, совершенствование познавательных процессов: образного мышления, восприятия, а также творческих способностей, зрительной памяти и пространственных представлений посвящены работы Л.В. Григоровской, Л.В. Александровой, В.П.Мадушевского, В.Д.Остроменского и др. Театр - искусство коллективное. А совместная деятельность, пишут ученые А.П. Ершова, Е.К. Чухман, А.Ю. Гончарук, В.М. Букатов, Л.А. Никольский, МП. Стуль, Т.С. Комарова и др. по созданию общего спектакля, характеризуется особенностью благоприятных условий для общения детей между собой и общим конечным результатом. Это доставляет большее удовлетворение и вызывает более радостные чувства, потому что происходит понимание того факта, что каждый внес свое что-то новое в общее дело. Поэтому коллективная основа театрального воспитания - это эффективное средство решения задач социально-художественного развития. Объединяя в себе различные виды искусства, театр создает благоприятную почву для занятий различными видами художественного творчества во взаимосвязи. А при комплексном воздействии различных видов искусства решение задач эстетического воспитания становится более эффективным, что способствует успешному социально-художественному развитию учащихся через художественно-творческую деятельность.

Педагог дополнительного образования
Носова Марина Маратовна
Категория: Дополнительное | Добавил: kiss@ (15.09.2016) | Автор: Носова Марина Маратовна E
Просмотров: 257 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: